Filslov.ru - Философия как предмет науки


Неогегельянство—одно из буржуазных философских направлений XIX—XX вв. Неогегельянство основывает свои положения на использования реакционных сторон философии Гегеля (см.). Неогегельянцы критикуют объективно-идеалистическую систему Гегеля с позиций субъективного идеализма, а гегелевскую диалектику превращают в субъективную, отбрасывая её «рациональное зерно» — идею развития. Неогегельянцы — ярые враги диалектического материализма, в политике — реакционеры, защитники теорий, прикрывающих и защищающих прямую диктатуру империалистической буржуазии и эксплуатацию трудящихся, буржуазный национализм и шовинизм.

Неогегельянство возникло одновременно с империализмом как одно из выражений политической буржуазной реакции в эпоху империализма. Своего развития неогегельянство достигло в годы после первой мировой империалистической войны. Неогегельянство восприняло основные положения «Философии природы» и «Философии права» Гегеля, в которых консервативная сторона философии Гегеля, получила наибольшее выражение. Особое значение неогегельянство придаёт созданию «учений», доказывающих, что, чем больше человек познаёт бога, тем ои свободнее; что нация, государство (буржуазное) — вечная целостность, а человек как часть их всецело подчинён им, растворён в них и должен жертвовать для них всем; что основное содержание истории человечества — борьба наций, а не классов.

Диалектика, по взгляду неогегельянца Рихарда Кронера, имеет место только в духе и носит иррациональный характер. Итальянский неогегельянец Джентиле развивал субъективно-идеалистическую теорию: существует только активно действующий субъект; история есть продукт свободного творчества духа; в мире нет объективно действующих законов, активный субъект диктует законы миру. Философия Джентиле — «актуа-лнзм», реакционная идеология империалиста, активно выступающего против объективной исторической необходимости. Социал-реформист Зигфрид Марк соединял неогегельянство с неокантианством (см.), создавая «критическую диалектику».

Он боролся против диалектического учения Гегеля о самодвижении как результате борьбы противоречий. В своём сочинении, направленном против марксизма, он пытался доказать, что материализм не может быть соединён с диалектикой. Артур Либерт проповедовал «трагическую» диалектику, Диалектика, по Либерту, отражает неуничтожи-мость антагонизма, вечность противоречия между действительностью и «долженствованием». Либерт выразил упадочническую идеологию современной буржуазии, не видящей выхода из общего кризиса капитализма. Неогегельянство тесно связано с фашизмом (см.). Опираясь на неогегельянство, фашизм стремился «теоретически» обосновать свои человеконенавистнические идеи.