Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Младогегельянцы—идеологи немецкого либерализма 30—40-х годов XIX в., представители левого буржуазно-радикального крыла школы Гегеля (Б. Бауэр, Д. Штраус, А. Руге, М. Штирер). В отличие от старо гегельинцев (сторонники реакционной системы Гегеля в целом, в особенности его философии религии) младогегельянцы ставили на место «абсолютной идеи» (бога) «самосознание». Воплощением этой могущественной, но их мнению, творческой силы истории она объявляли интеллигенцию и государство. Младогегельянцы рассматривали народ как «некритическую массу», которой чуждо самосознание. Так, например, Б. Бауэр утверждал, что в массе, а не в чём-либо другом следует искать истинного врага духа.
Младогегельянцы осуждали французскую буржуазную революцию XVIII в., противопоставляя .ей буржуазные реформы, осуществляемые по инициативе «разумного» (эксплуататорского) государства. При этом свои надежды на буржуазное преобразование Германии они возлагали на прусского короля, в котором видели воплощение платоновского идеала философа на троне. Критикуя ортодоксальное христианство, отвергая достоверность евангелия, младогегельянцы отождествляли религиозное сознание с сознанием народа. Главным препятствием на пути прогресса Германии они считали не господство помещиков и абсолютизма, а господство религии, извращающей якобы разумную природу государства и угрожающей ему установлением господства «неразумной» массы. Проповедуя отделение церкви от государства, стремясь «образумить» феодальную монархию, владотегельянцы уповали на «могущество» эксплуататорского государства и раболепствовали перед пруссачеством.
Считая источником социального преобразования превращение сознания в «самосознание», младогегельянцы фактически проповедовали примирение с существующими в Германии порядками путём их «разумного» истолкования. Им была абсолютно чужда мысль о борьбе классов, об объективных законах общественного развития, о роли экономических отношений, материального производства в развитии общества. Их проповедь была обращена к эксплуататорским классам. При этом характерной особенностью младогегельянства была революционная фразеология представлявшая лишь либеральные угрозы по адресу господствовавших феодальных классов, сопротивлявшихся буржуазному развитию Германии. Идеология младогегельянцев отражала трусливость немецкой буржуазии, её беспомощность в борьбе против феодальных устоев.
Маркс и Энгельс, примыкавшие в начале своей деятельности к левым гегельянцам, но уже тогда в отличие от младогегельянцев выступавшие как революционные демократы, в 1843—1846 гг. подвергли беспощадной критике идеализм и либеральные проповеди младогегельянцев. Они показали, что младогегельянцы, «вопреки их якобы «миро потрясающим» фразам, — величайшие консерваторы», что они борются не против действительного, существующего мира, а борются только с фразами этого мира. «Единственные результаты, которых могла добиться эта философская критика, были несколько, да и то односторонних, даторико религиозных разъяснений относительно христианства...»