Filslov.ru - Философия как предмет науки


Натурфилософия — философия природы, получившая своё развитие в XVII—XVIII вв., в тот период, когда опытное естествознание не могло ещё дать научное объяснение многих явлений природы, их. объективной связи и взаимозависимости. Натурфилософия была попыткой дать знание о мире, основанное не на опытных данных, а на отвлечённых спекулятивных принципах. Исчерпывающую характеристику натурфилософии дал Энгельс в работе « Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (см.). Показав, что новейшие достижения эмпирического естествознания позволяют в довольно систематической форме дать общую картину природы как связного целого, Энгельс пишет, что прежде это было задачей так называемой натурфилософии, которая «заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении.

При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, т. е. с точки зрения их собственной связи, чтобы составить удовлетворительную для нашего времени «систему природы», и Когда сознание диалектического характера этой связи проникает даже в метафизические головы естествоиспытателей вопреки их воле, — теперь натурфилософии пришел конец. Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а была бы шагом назад».

Наиболее типичное выражение натурфилософские концепции получили в немецкой идеалистической философии — у Шеллинга (см.) и Гегеля (см.). Естественную задачу натурфилософии Шеллинг видел в том, чтобы «конструировать материю». Силой, связывающей и организующей явления природы, он считал некую «мировую душу». В природе и её развитии он. видел действие цели, стремление к совершенству, к художественной целостности. Свет Шеллинг определял как «внутреннее созерцание природы», тяжесть — как её «внешнее созерцание». У Гегеля природа есть «инобытие» духа, абсолютной идеи. Сама природа, по Гегелю, лишена единства, целостности; сами по себе явления природы разрозненны; связь между ними устанавливается благодаря развитию «абсолютной идеи». На этом основании Гегель отрицает развитие в неорганической и органической природе.

Пренебрежение к опытным данным эмпирического естествознания своей оборотной стороной имело фантастические и полные нелепостей представления о конкретных явлениях, как, например, гегелевское представление о зависимости урожая винограда от появления комет и т. п. Резко критикуя натурфилософию, Энгельс вместе с тем отмечал некоторые её положительные моменты, стремление подняться над простым эмпирическим описанием фактов, подчёркивал отдельные глубокие догадки натурфилософии, например идею развития, высказанную немецким натурфилософом Океном (1779— 1851).

Передовое естествознание не нуждается в некой стоящей над ним натурфилософии, ибо философия диалектического материализма вооружает его могучим методом теоретического исследования природы. Однако в реакционной буржуазной науке и философии по сей день делаются попытки возрождения фантастических натурфилософских теорий.