Filslov.ru - Философия как предмет науки


Метод — способ подхода к действительности, способ изучения, исследования явлений природы и общества. В понимании метода марксистская философия коренным образом отличается от идеалистической философии. Для идеалистов метод есть некая совокупность правил, произвольно создаваемых человеческим умом ради «удобства» познания. Метод поэтому рассматривается всякого рода идеалистами как чисто субъективная категориа.

Например, махисты выдвинули так называемый «принцип ЭКОНОМИИ мышления», с точки зрения которого человек должен мыслить «экономно». «Экономно», например, с точки зрения махистов считать материю несуществующей, так как-де человеку даны лишь его собственные ощущения. Признавать существующими одни ощущения «экономнее», чем признавать ещё материю — так говорят махисты. Субъективизм такого подхода к исследованию действительности вскрыл Ленин в книге «Материализм и империокритицизм » (см.).

««Экономнее» ли «мыслить» атом неделимым или состоящим из положительных и отрицательных электронов? — писал Ленин. «Экономнее» ли мыслить русскую буржуазную революцию проводимой либералами или проводимой против либералов? Достаточно поставить вопрос, чтобы видеть нелепость, субъективизм применения здесь категории «экономии мышления». Мышление человека тогда «экономно», когда оно правильно отражает объективную истину, и критерием этой правильности служит практика, эксперимент, индустрия»

Из этих слов Ленина следует, что подход к действительности, метод исследования не может быть произвольным порождением человеческого ума. Идеалистическое понимание метода позволяет идеологам буржуазии извращать действительность в своих интересах. Например, распространённый в современной , буржуазной философии прагматизм (см.) требует подходить к познанию действительности с одним критерием: полезно или неполезно то или иное явление. Понятно, что такой «метод»познания является антинаучным, ибо он не считается с объективными законами природы и общества.
Для марксизма способ, метод познания действительности лишь тогда может быть правильным, научным, если он отражает объективные законы самой действительности.

Только знание этих законов позволяет правильно подходить к явлениям природы и общества, правильно исследовать их. Поэтому марксистская философия понимает метод не как сумму правил, произвольно созданных человеческим умом, а как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Принципы научною метода, категории метода, мышления суть «не пособие человека, а выражение закономерности и природы и человека...». Законы логики являются отражением объективного мира в сознании человека. Именно таким методом является Марксистский диалектический метод. Этот метод учит, например, брать явления в их развитии и изменении не потому, что это «полезно» или «экономно», а потому, что развитие есть объективный закон природы, общества и мышления.

Он требует рассматривать развитие как борьбу противоположностей опять-таки по той единственной причине, что таков объективный закон действительности. В том и сила этого метода, что, правильно отражая объективные законы мира, он вооружает науку и практику инструментом исследования реальной действительности, инструментом практической деятельности.

Господство того или иного метода В' разные исторические периоды обусловлено историческим уровнем развития знаний. Так, господство метафизического метода в период XVII—XVIII вв. объясняется недостаточным уровнем знаний в то время, характером и задачами науки в тот период, когда на первый план выдвигалась задача анализа, мысленного разложения природы на отдельные части и познание этих частей вне их связи и взаимной обусловленности. Возникновение марксистского диалектического метода в 40-х годах XIX в. возможно было благодаря значительно более высокому уровню науки, благодаря величайшим открытиям, показавшим, что в природе нет ничего неизменного, раз навсегда данного, что всё в ней находится в состояния развития, изменения, взаимной связи и т. д.

Учение о методе имеет и свои классовые корни. Современная наука не даёт никаких объективных оснований для существования метафизического метода, являющегося тормозом в развитии науки. Тем не менее в странах капитала господствует именно метафизический метод, давно отживший свой век. Это целиком объясняется тем, что антинаучный метафизический метод позволяет идеологам буржуазии защищать строй капиталистического рабства, «доказывать» вечность и неизменность капитализма, извращать науку о природе и т. н.

Отсюда и ненависть буржуазных идеологов и их пособников из лагеря правых социалистов к марксистской диалектике, которая по самому своему существу революционно-критична и но оставляет камня на камне от теорий «вечности» и «неизменности» капитализма. Марксистский диалектический метод есть выражение пролетарского мировоззрения, в котором коммунистическая партийность органически сочетается с требованием последовательно-научного познания действительности.