Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Морелли — крупнейший французский утопический коммунист XVIII в. Биографические сведения о нём отсутствуют (нет даже дат рождения и смерти). Все труды Морелли вышли анонимно. В поэме «Базилиада». (1753) и особенно в своём основном труде «Кодекс природы или истинный дух её законов» (1755) он описывает будущий коммунистический строй. Морелли—яркий представитель демократической линии во французском просветительном движении.
Его основная идея — решительное требование уничтожения частной собственности. Частная собственность — источник всех социальных зол; она должна быть отменена, говорит Морелли; «там, где не-было бы никакой собственности, не могло бы существовать ни одно из её пагубных последствий». Важнейшую причину возникновения частной собственности Морелли объясняет идеалистически: недостаточной просвещённостью людей, ошибкой, допущенной законодателями, и т. п. Понимание истинного смысла законов человеческой природы, по Морелли,— залог возвращения к естественному порядку.
Коммунизм — строй, соответствующий «кодексу природы». Его основа — общественная собственность. В понимании необходимости общественной собственности — крупнейшая историческая заслуга Морелли. В его утопическом государстве отсутствуют торговля и обмен. Каждый получает нужные ему продукты. Все граждане имеют право на труд, отдых, образование, лечение, а также на материальную поддержку в старости. Труд носит общеобязательный характер, но позаниматься любым видом труда. Большое значение Морелли придаёт общественному воспитанию детей. Начиная с 5-летнего возраста все дети помещаются в специальные дома, в которых воспитываются Б совершенно равных условиях (девочки и мальчики отдельно). Основная задача воспитания — формирование высоких гражданских качеств.
Теоретическое обучение дополняется производственным. Историческая ограниченность взглядов Морелли ярко сказалась в проповедуемой ЕМ примитивной уравнительности (вплоть до того, что все дома должны быть одинаковой формы и все люди от 10 до 30 лет должны носить платье из одинаковой материи). Во всём этом, как и в непонимании действительных условий (уничтожения частной собственности, революционных путей изменения старого строя, сказалась неразвитость социально-экономических классовых отношений в эпоху Морелли. Утопическая теория Морелли оказала большое влияние на воззрения бабувистов, Фурье (см.), Кабэ (см.) и др.