Filslov.ru - Философия как предмет науки


Имманентная школа в философии (лат. — присущий, свойственный) — одно из наиболее реакционных субъективно-идеалистических направлений буржуазной философия конца XIX — начала XX в. Наиболее известными его представителями были Шуппе, Шуберт-Зол ь-дерн, Ремке, Леклер. Своё близкое родство с этим направлением признавали эмпириокритики Мах (см.), Авенариус (см.). Оно имело сторонников и среди русских ревизионистов марксизма ( Богданов — см., Базаров, Юшкевич и др.). Представители этой философии утверждают, что бытие «имманентно» сознанию, т. е. что мир не существует независимо от сознания, а находится внутри него, или Тождественен с ним.

Имманентная школа в философии, являющаяся разновидностью кантианства, выбросила из учения Канта (см.) его материалистический элемент — учение о «вещи в себе», существующей независимо от человеческого сознания, отвергла существование материи и стала на .субъективно-идеалистические позиции Юма (см.) и Беркли (см.). Вместо изучения материи имманентная школа в философии провозгласила в качестве задачи естествознания изучение законов сочетания и последовательности ощущений как единственно достоверных объектов науки. В своих рассуждениях все имманенты неизбежно скатываются к солипсизму.

Чтобы избежать солипсизма, имманенты (за исключением Шуберта-Зольдерна, который прямо заявил, что он стоит на позициях «теоретико-познавательного солипсизма») конструируют понятие «сознания вообще», или «родового сознания», которое, по их утверждению, реально существует независимо от человеческого мозга. Однако совершенно очевидно, что в природе никогда не было- и быть пе можот такого сознания, которое не являлось бы продуктом мозга и lie отражало бы материального бытия. «Сознание вообще» является не чем иным, как идеалистической фикцией. Отправляясь от этой фикции, как от некоей якобы бесспорной реальности, имманенты пытаются «доказать» реальность бога и бессмертие души и построить так называемую «научную теологию».

Эта же фикция используется ими и для «обоснования»всяких других реакционных идей, которые могут служить интересам господствующих буржуазных классов. «Имманенты, — писал Ленин,— самые отъявленные реакционеры, прямые проповедники фидеизма, цельные в своем мракобесии люди. Нет ми одного из них, который бы не подводил открыто своих наиболее теоретических работ по гносеологии к защите религии, к оправданию того или иного средневековья». К началу XX в. имманентная школа в философии выродилась во множество мелких направлений, которые до настоящего времени продолжают заниматься проповедью религии.