Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Ибн-Сина Абу-Али (лат. транскрипция—Авиценна) (980— 1037) — знаменитый средневековый таджикский философ и учёный. Родился в Афшане, близ Бухары—одного из главных культурных центров средневекового Востока. Учился в Бухаре, затем жил в Ургенче, Хамадане и Иефагани. По энциклопедичности знаний современники сравнивали его с Аристотелем (см.) и называли «князем философов». Основные, дошедшие до нас произведения Ибн-Сины: «Книга исцеления» (на арабском языке) и «Книга знания» («Дониш-Намэ»), написанная на его родном языке; в них изложены логика, физика, математика и метафизика Ибн-Сины. Его сочинение «Канон медицины» в течение веков служило кодексом врачебных знаний. Латинский перевод этой книги до XVII в. был в Европе основным научным пособием в области медицины.
Хотя философское учение Ибн-Сины, близкое к аристотелизму, противоречиво и отдаёт дань идеализму и религии, оно в целом в условиях феодализма сыграло прогрессивную роль. В нём отчетливо выступает материалистическая тенденция, стремление противопоставить вере систему знаний, основанных на опыте, наблюдении и логических доказательствах. Признавая бытие бога, нематериальность и бессмертие души, Ибн-Сина вместе с тем признавал вечность и несотворённость материи.
Видя в божественном разуме источник всеобщности и единства, он считал материю причиной множественности и разнообразия единичных вещей. Ибн-Сина ограничивал роль бога, отвергал догму корана о воскрешении умерших, выступал против распространённых в то время астрологических заблуждений. Несмотря на непоследовательность материалистической тенденции Ибн-Сины, его воззрения подрывали основы религиозного мировоззрения. Реакционное мусульманское духовенство враждебно относилось к Ибн-Сине.