Filslov.ru - Философия как предмет науки


Ибн-Сина Абу-Али (лат. транскрипция—Авиценна) (980— 1037) — знаменитый средневековый таджикский философ и учёный. Родился в Афшане, близ Бухары—одного из главных культурных центров средневекового Востока. Учился в Бухаре, затем жил в Ургенче, Хамадане и Иефагани. По энциклопедичности знаний современники сравнивали его с Аристотелем (см.) и называли «князем философов». Основные, дошедшие до нас произведения Ибн-Сины: «Книга исцеления» (на арабском языке) и «Книга знания» («Дониш-Намэ»), написанная на его родном языке; в них изложены логика, физика, математика и метафизика Ибн-Сины. Его сочинение «Канон медицины» в течение веков служило кодексом врачебных знаний. Латинский перевод этой книги до XVII в. был в Европе основным научным пособием в области медицины.

Хотя философское учение Ибн-Сины, близкое к аристотелизму, противоречиво и отдаёт дань идеализму и религии, оно в целом в условиях феодализма сыграло прогрессивную роль. В нём отчетливо выступает материалистическая тенденция, стремление противопоставить вере систему знаний, основанных на опыте, наблюдении и логических доказательствах. Признавая бытие бога, нематериальность и бессмертие души, Ибн-Сина вместе с тем признавал вечность и несотворённость материи.

Видя в божественном разуме источник всеобщности и единства, он считал материю причиной множественности и разнообразия единичных вещей. Ибн-Сина ограничивал роль бога, отвергал догму корана о воскрешении умерших, выступал против распространённых в то время астрологических заблуждений. Несмотря на непоследовательность материалистической тенденции Ибн-Сины, его воззрения подрывали основы религиозного мировоззрения. Реакционное мусульманское духовенство враждебно относилось к Ибн-Сине.