Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Авенариус Рихард (1843—1896) — немецкий реакционный философ, субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма (см.). Авенариус отрицал объективную реальность мира, исходил из субъективно идеалистического положения: «мыслимо как существующее» только ощущение. Согласно Авенариусу, сознание и бытие, субъект и объект («я» и «среда») находятся в постоянной, обязательной связи («принципиальной координации»); нет бытия без сознания, нет сознания без бытия. Но основой этой связи Авенариус считал сознание. По Авенариусу, вещь не может существовать независимо от сознания, без мыслящего субъекта.
Поэтому связь «я» и «среды», «принципиальная координация Авенариуса и К0 есть субъективный идеализм». Вся эта искусственная система Авенариуса противоречит науке, доказавшей, что сознание является продуктом длительного исторического развития материи и что было время, когда на земле не было человека с его сознанием. Стараясь выбраться из нелепостей, к которым приводило учение о «принципиальной координации», Авенариус выдвинул не менее нелепую мистическую теорию о «потенциальном центральном члене». Согласно этой идеалистической теории, мы «примысливаем» себя, т. е. представляем себя, существовавшими в то время, когда ещё не существовал человек, но уже был земной шар.
Авенариус оказал большое влияние на русских махистов: Богданова (см.), Базарова и др. Философию Авенариуса, как одно из выражений идеологической реакции в эпоху империализма, В. И. Ленин подверг полному разгрому в книге « Материализм и эмпириокритицизм» (см.). В. И. Ленин показал, что эта философия служит поповщине, служит тем же целям, что и философия Беркли (см.) и Юма (см.).