Filslov.ru - Философия как предмет науки


Авенариус Рихард (1843—1896) — немецкий реакционный философ, субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма (см.). Авенариус отрицал объективную реальность мира, исходил из субъективно идеалистического положения: «мыслимо как существующее» только ощущение. Согласно Авенариусу, сознание и бытие, субъект и объект («я» и «среда») находятся в постоянной, обязательной связи («принципиальной координации»); нет бытия без сознания, нет сознания без бытия. Но основой этой связи Авенариус считал сознание. По Авенариусу, вещь не может существовать независимо от сознания, без мыслящего субъекта.

Поэтому связь «я» и «среды», «принципиальная координация Авенариуса и К0 есть субъективный идеализм». Вся эта искусственная система Авенариуса противоречит науке, доказавшей, что сознание является продуктом длительного исторического развития материи и что было время, когда на земле не было человека с его сознанием. Стараясь выбраться из нелепостей, к которым приводило учение о «принципиальной координации», Авенариус выдвинул не менее нелепую мистическую теорию о «потенциальном центральном члене». Согласно этой идеалистической теории, мы «примысливаем» себя, т. е. представляем себя, существовавшими в то время, когда ещё не существовал человек, но уже был земной шар.

Авенариус оказал большое влияние на русских махистов: Богданова (см.), Базарова и др. Философию Авенариуса, как одно из выражений идеологической реакции в эпоху империализма, В. И. Ленин подверг полному разгрому в книге « Материализм и эмпириокритицизм» (см.). В. И. Ленин показал, что эта философия служит поповщине, служит тем же целям, что и философия Беркли (см.) и Юма (см.).