Filslov.ru - Философия как предмет науки


Энгельс Фридрих

Энгельс Фридрих— вождь и учитель пролетариата, друг и сподвижник Маркса, вместе с ним разработавший теорию научного коммунизма и боровшийся за освобождение рабочего класса, за коммунизм.

Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в г. Бармене, в Рейнской провинции прусского королевства. Отец его был текстильным фабрикантом. Энгельс учился сначала в реальном училище в Бармене, затем в гимназии в Эльберфельде. Энгельсу пришлось оставить гимназию; в течение года он работал в конторе отца, а затем был отправлен в Бремен на службу в крупной торговой фирме. Здесь он сблизился с радикально надстроенной литературной группой «Молодая Германия» и сотрудничал в «Германском телеграфе». Весной 1841 г. Энгельс оставил Бремен и после путешествия по Швейцарии и Северной Италии приехал в Берлин, где поступил на военную службу, в пехотно-артиллерийский полк, в качестве вольноопределяющегося. Одновременно Энгельс слушал лекции но философии в Берлинском университете. Здесь же Энгельс сблизился с кружком младогегельянцев (см.). В марте 1842 г. Энгельс издал брошюру «Шеллинг и откровение», в которой подверг уничтожающей критике реакционно мистические высказывания Шеллинга (см.). В 1842 г. кончился срок пребывания Энгельса на военной службе, и он уехал в Англию, в Манчестер.

Здесь он знакомился с жизнью и бытом рабочих, изучал положение английского рабочего класса и вступил в связь с деятелями чартистского движения, стал сотрудничать в английских социалистических изданиях 40-х годов. В 1844 г. Энгельс опубликовал в «Немецко-Французском Ежегоднике», издававшемся в Париже Марксом и Руге, работу «Очерки критики политической экономии». Маркс назвал этот труд гениальным очерком новой, пролетарской политической экономии. В конце августа 1844 г. Энгельс уехал из Манчестера в Германию. По дороге он заехал в Париж, где произошла его встреча с Марксом, положившая основу дружбе двух великих вождей рабочего класса, дружбе, о которой Ленин сказал, что она превосходит «все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе» . В Париже Маркс и Энгельс написали книгу « Святое семейство » (см.), направленную против младогегельянцев. В ней уже были заложены основы революционно-материалистического социализма.

В 1845 г. Энгельс по возвращении в Германию напечатал свою знаменитую книгу «Положение рабочего класса в Англии», которую Ленин назвал «одним из лучших произведений в мировой социалистической литературе...» (т. 19, с. 504), В этой работе «Энгельс первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс», что «борющийся пролетариат сам поможет себе». Весной 1845 г. Энгельс переехал в Брюссель, где в то время находился Маркс. Здесь они совместно написали книгу « Немецкая идеология» (см.). В ней подвергнуты критике недостатки философии Фейербаха (см.), взгляды младогегельянцев и реакционный немецкий или «истинный социализм», представители которого выступали против классовой борьбы и проповедовали всеобщее примирение. 1845—1847 гг. Энгельс провёл в Брюсселе и Париже. Свои научные занятия он сочетал с практической деятельностью среди рабочих. Энгельс, как и Маркс, завязал отношения с тайным обществом «Союз коммунистов», провёл большую подготовительную работу ко второму конгрессу «Союза».

Энгельс написал «Принципы коммунизма» как черновой набросок программы «Союза коммунистов» и затем совместно с Марксом — знаменитый « Манифест Коммунистической партии» (см.).После начала февральской революции 1848 г. во Франции Энгельс переехал в Пария;, последовав за Марксом, которого бельгийское правительство выслало из Брюсселя. В начале апреля 1848 г. в связи с разразившейся революцией в Германии Энгельс и Маркс, покинув Париж, приехали в Кёльн и здесь, руководя основанной ими «Новой Рейнской Газетой», проводили огромную революционную работу. Ввиду последовавшего приказа об аресте редакторов «Новой Рейнской Газеты» Энгельс уехал из Кёльна в Брюссель. Здесь он был арестован, заключён в тюрьму, а затем выслан. В октябре Энгельс приехал в Париж. Отсюда он бежал в Швейцарию и лишь в середине января 1849 г. вернулся в Кёльн, где вскоре вместе с Марксом был отдан под суд по обвинению в «оскорблении властей». Обвиняемые на суде превратились в обвинителей. Суд принуждён был их оправдать. Энгельс принял участие в вооружённом народном восстании и, после того как восстание было подавлено, с последними частями революционной армии перешёл на швейцарскую территорию. По настоянию Маркса он уехал в Лондон.

Энгельс подвёл итоги революционного периода 1848—1849 гг. в двух своих произведениях. В работе «Крестьянская война в Германии» (опубликована в 1850 г.) Энгельс показал, что классы и представители классов, которые всюду предавали революцию в 1848 и 1849 гг., встречаются в качестве предателей уже в 1525 г., хотя и на более низкой ступени развития. В другой работе, «Революция и контрреволюция в Германии» (1851—1852), написанной совместно о Марксом, Энгельс уделил много внимания вопросам вооружённого восстания, учил революционных рабочих пониманию того, что восстание есть искусство. В ноябре 1850 г. Энгельс переехал в Манчестер, где был конторщиком торговой фирмы, а потом и пайщиком её. Энгельс вновь принялся за «проклятую коммерцию», чтобы иметь возможность оказывать материальную поддержку Марксу. За время своего пребывания в Манчестере Энгельс написал большое количество работ по военным вопросам, которыми он глубоко интересовался. Ленин считал Энгельса великим знатоком военного дела. Много внимания уделял в этот период Энгельс дальнейшему расширению своих познаний в области иностранных языков. В Манчестере Энгельс жил до 1870 г., поддерживая почти ежедневную переписку с Марксом, в которой они совместно обсуждали самые разнообразные вопросы теории, политики, тактики и вопросы «экономии».

С основанием I Интернационала Энгельс вместе с Марксом вёл борьбу против прудонистов, бакунистов и всех других врагов Интернационала. Осенью 1870 г. Энгельс переехал из Манчестера в Лондон. По приезде сюда он был кооптирован в состав Генерального совета I Интернационала. Но и после того как Интернационал прекратил своё существование, Маркс и Энгельс продолжали руководить рабочим движением, причём ввиду занятости Маркса работой над «Капиталом» основная тяжесть борьбы с враждебными марксизму направлениями легла на плечи Энгельса. К этому периоду относятся статьи Энгельса против Дюринга, печатавшиеся в 1877—1878 гг. Из этих статей составилось затем знаменитое произведение Энгельса « Анти Дюринг» (см.). Об этом произведении Ленин писал: .Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук... Это удивительно содержательная и поучительная книга». В это же время Энгельс отдаётся изучению естественных наук и математики, о результатах которого можно судить по его « Диалектике природы» (см.). После смерти Маркса Энгельс взялся за обработку и издание II и III томов «Капитала», которые Маркс не успел закончить. В 1885 г. Энгельс издал II том, а в 1894 г.— III том «Капитала». Своей работой над II и III томами «Капитала» Энгельс соорудил своему гениальному другу величественный памятник. К этому периоду относится также произведение Энгельса « Происхождение семьи, частной собственности и государства» (см.). В 1888 г. вышла книга Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (см.), по которой, как и по «Анти Дюрингу», поколения марксистов учатся основам диалектического и исторического материализма.

В начале 90-х годов Энгельс в письмах к различным деятелям развивал дальше идеи исторического материализма. Вульгаризаторы марксизма уверяли, будто исторический материализм, придавая решающее значение изменениям в экономике, отрицает всякую роль надстройки — государства, идеологии и т. п. Такое понимание марксизма таило в себе серьёзную опасность, так как толкало на пассивное созерцание исторического процесса и недооценивало огромную роль идей, политических учреждений, борьбы пролетариата за завоевание политической власти. В основе такого понимания, писал Энгельс Мериигу в 1893 г., «лежит шаблонное, недиалектическое представление о причине и следствии, как о двух неизменно противостоящих полюсах, и абсолютно упускается из виду взаимодействие. Эти господа (т. е. вульгаризаторы марксизма.— Ред.) часто намеренно забывают о том, что, как только историческое явление вызвано к жизни другими, в конечном итоге экономическими причинами, так оно тоже воздействует на окружающую среду и даже может оказывать обратное действие на породившие его причины»

В своих письмах Энгельс выявляет взаимодействие базиса и надстройки общества, показывает специфические особенности развития идеологии (философии, религии, искусства) в отличие от экономики, подвергает критике тех «марксистов», которые, заучив некоторые общие положения исторического материализма, не дают себе труда детально исследовать конкретные факты истории.

Ведя гигантскую теоретическую работу, Энгельс одновременно осуществлял практическое руководство международным революционным рабочим движением. Он проявлял огромный интерес к революционному движению в России и написал ряд статей, посвященных социальным отношениям в России. Энгельс писал в 1885 г., что русские приближаются к своей буржуазно-демократической революции. «Революция долечена разразиться в течение определенного времени; но она разразиться каждый день. В этих условиях страна подобна заряженной мине, к которой остается только поднести фитиль». Энгельс, так же как Маркс, ясно видел, что политическая революция в России будет иметь огромное значению для западноевропейского рабочего движения. С первых дней своей политической деятельности и до конца жизни Энгельс был пламенным революционным борцом. Он был признанным вождём международного пролетариата, лучшим выразителем его коренных классовых интересов. Энгельс вёл беспощадную борьбу с оппортунизмом в рабочих партиях, вскрывал и подвергал суровой критике их ошибки, давал революционное направление их работе. «После смерти Маркса,— писал Ленин,— Энгельс один продолжал быть советником и руководителем европейских социалистов». Энгельс умер 5 августа 1895г. «Русскиереволюционеры,— указывал В. И. Ленин,— потеряли в нем своего лучшего друга».