Filslov.ru - Философия как предмет науки


Фейербах Людвиг (1804— 1872) — крупнейший материалист домарксовского периода, провозгласивший и защищавший материализм и атеизм в Германии в 30—40-х годах XIX в., идеолог демократической буржуазии. Вначале Фейербах был идеалистом-гегельянцем, но эволюция его философских взглядов шла от идеализма к материализму. Окончательно порвав с идеализмом и перейдя на позиции материализма, Фейербах в своём произведении «К критике гегелевской философии» (1839) резко выступил против идеалистической системы Гегеля (см.).

Критику идеализма Фейербах связывал с критикой религии. Он показывал, что идеализм вообще и гегелевский в особенности есть теоретическая основа религии, что учение Гегеля о первичности идеи и её превращении в процессе развития в природу есть пе что иное, как выраженная в рационалистической форме христианская догма о сотворении мира богом. Но критика Гегеля Фейербахом—односторонняя критика. Отказавшись от гегелевского идеализма, Фейербах выбросил за борт и гегелевскую диалектику, он не смог выделить из неё «рациональное зерно». Он не сумел обобщить великие открытия естествознания XIX в. и на их основе выработать диалектический взгляд на природу.

В 1841 г. вышла книга Фейербаха «Сущность христианства», сыгравшая значительную роль в развитии материализма. В этой работе Фейербах с большим мастерством вскрывает гносеологические корни религии, главным образом христианства. Бог, по мысли Фейербаха, есть отчуждённая от самого человека и превращенная в абсолют человеческая сущность. Все свойства, приписываемые богу, суть свойства самого человека, но оторванные от него, представленные как самостоятельные, олицетворённые в боге. «Сущность христианства» получила высокую и вместе с тем критическую оценку в книге Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии » (см.). Основное значение книги «Сущность христианства» Энгельс видел в том, что в ней провозглашается объективное, независимое от человеческого мышления, а следовательно, и от какой бы то ни было философии существование природы. Люди сами являются продуктом природы.

Так называемые высшие существа, созданные религиозной фантазией,— это только фантастические отражения собственной сущности человека. Основной вопрос философии (см.) Фейербах решает материалистически. Материалистически решает Фейербах и вопрос о возможности познания. Он подвергает критике кантовский агностицизм. Ощущение, по Фейербаху, не отделяет нас от внешнего мира, а связывает с ним, оно есть образ объективного мира. Однако теория познания Фейербаха, как и его материализм в целом, носит метафизический, созерцательный характер. Фейербах не понял диалектического перехода от ощущения к мышлению, от единичного к общему, не понял роли абстракций в познании. Он не понял, что в познании решающее значение имеет практическая деятельность людей.

Фейербах оставался идеалистом в области понимания общественных явлений: он различал эпохи в развитии человечества исключительно по формам сознания, по сменяющим друг друга религиям. Материализм Фейербаха — антропологический материализм. В основе всех его рассуждений выступает абстрактный человек, «человек вообще», рассматриваемый им как биологическое существо. Фейербаху совершенно чужд исторический подход к человеку и человеческому обществу. Он хотя и говорил о «родовой» связи между людьми, но эту связь понимал как чисто природную, преимущественно как связь полов.

Он был далёк от мысли, что действительно социальная связь между людьми определяется их отношениями в процессе общественного производства, что люди могут существовать, лишь воздействуя с помощью созданных ими орудий производства на природу, и что в процессе этого воздействия люди сами изменяются, переживают свою истинную историю. «Поэтому, — говорит Маркс, критикуя Фейербаха,— у него человеческая сущность может быть понята только как «род», как внутренняя, немая общность, связующая множество индивидов только природными узами». Из антропологического характера его материализма вытекает и слабость, ограниченность его критики религии. Не осознав, что человек есть совокупность общественных отношений, он не мог понять, что и религия есть продукт развития исторических общественных отношений людей, не мог вскрыть классовых корней религии. Его борьба против религии хотя и была прогрессивной, тем не менее это была борьба с позиций буржуазного просветительства.

С этим была связана и его позиция в борьбе классов в Германии середины XIX в. Фейербах не понимал значения политики, политической борьбы в общественном развитии. Он не понял революции 1848 г., и, хотя на склоне своих лет вступил в социал-демократическую партию, его взгляды на законы общественной жизни были глубоко чуждыми пролетариату.
Учение Фейербаха об обществе нашло своё яркое выражение в его морали. Здесь наиболее сильно сказалась ограниченность его философии. Основной принцип морали Фейербаха — сердечное влечение людей друг к другу, свойственное от природы человеку стремление к счастью. Чтобы люди были счастливы, они должны, говорил Фейербах, любить друг друга. «Любовь» выступает у пего как панацея от всех зол. Проповедуя всеобщую любовь в обществе, разделённом на антагонистические классы, Фейербах изгоняет из своей философии последние остатки её революционности. Мораль Фейербаха есть мораль буржуазная, проповедующая классовый мир, смазывающая противоположность классовых интересов, отрицающая борьбу классов.

Положительные и слабые стороны философии Фейербаха глубоко вскрыты в тезисах Маркса о Фейербахе и в произведении Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философий». Недостатки материализма Фейербаха не умаляют, однако, его исторического значения. Материализм Фейербаха оказал серьезное влияние на Маркса и Энгельса в период формирования их философских взглядов. Это не означает, что материализм Маркса и Энгельса тождественен материализму Фейербаха.

Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха лишь его «основное зерно», развив его дальше в научно-философскую теорию материализма и отбросив прочь его идеалистические и религиозно-этические наслоения. Ленин в произведении « Материализм и эмпириокритицизм» (см.) противопоставляет яркие и глубокие материалистические положения Фейербаха идеалистическим, антинаучным идеям махистов. Основные труды Фейербаха: «К критике гегелевской философии», «Сущность христианства», «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основы философии будущего» (1843).