Filslov.ru - Философия как предмет науки


Шеллинг Фридрих Вильгельм (1775—1854)—один из представителей немецкого идеализма конца XVIII и начала XIX в., ярый враг материализма и науки, поборник религии, видевший цель своей философии в том, чтобы утвердить веру в бога как верховную силу мира. Шеллинг, примыкавший первоначально к Фихте (см.), впоследствии создал свою философскую систему «объективного» идеализма, согласно которой в основе развития как природы, так и разума лежит одна и та же духовная сила — «Абсолют».

Абсолют Шеллинга есть не разумное, а бессознательное, иррациональное начало. Отсюда—возвеличение Шеллингом мистической интуиции, «внутреннего чувства», которое он считал средством познания. Борясь против материалистической теории познания, он утверждал, что природа или материя, есть «бессознательный» продукт активной, деятельной духовной силы и подготовительная ступень для разума (духа). Природа и сознание, объект и субъект, утверждал Шеллинг, совпадают в Абсолюте; свою философию Шеллинг называл «философией тождества».

В натурфилософии Шеллинг ставил себе задачу познать лежащий в основе эмпирической видимой природы абсолютный, бесконечный дух. Опытная физика, сего точки зрения, удовлетворяется познанием лишь внешних сторон действительности, она имеет дело лишь с ограниченными и единичными явлениями. Согласно Шеллингу, наука о природе, основанная исключительно на разуме, призвана вскрыть последнюю, безусловную духовную причину, производящую все явления природы. Абсолют Шеллинг рассматривал как начало, способное к саморазвитию через противоречия; в этом смысле философии Шеллинга свойственны некоторые черты идеалистической диалектики. Особую роль Шеллинг отводил искусству, в котором, по его утверждению, в полной мере постигается реальность «высшего бытия», т. е. бога. Искусство Шеллинг трактовал как «откровение». Художник, по Шеллингу,— это некое мистическое существо, творящее в беспамятстве.

Основное орудие творчества — интуиция, «внутреннее созерцание». В дальнейшем Шеллинг эволюционирует в сторону откровенной мистической философии. Он был приглашён прусским королём Фридрихом Вильгельмом на должность профессора Берлинского университета с целью борьбы с младогегельянством (см.) как идеологией радикальной немецкой буржуазии. В этот период своей жизни Шеллинг и создал реакционную мистическую «философию откровения», стал, по выражению Энгельса, «философом во Христе».

Молодой Энгельс, будучи ещё сам идеалистом, подверг эту философию уничтожающей критике в своей работе «Шеллинг и откровение». Характеризуя развитие взглядов Шеллинга, его эволюцию к «философии откровения», Энгельс писал, что философия Шеллинга приводит туда, где реальный мир остаётся «книгой ва семью печатями», а разум становится «неразумием». По своим социально-политическим воззрениям Шеллинг — враг на родного движения, сторонник неограниченной власти Монархии. Философия Шеллинга была одним из звеньев в борьбе немецкой идеалистической философии против материализма и революции. Основное сочинение Шеллинга — «Система трансцендентального идеализма» (1800).