Filslov.ru - Философия как предмет науки


Фихте Иоганн Готлиб (1762— 1814) — видный немецкий философ-идеалист конца XVIII — начала XIX в. Являясь представителем субъективного идеализма, Фихте, указывал Ленин, критикует Канта (см.) справа, т. е. отбрасывает кантовскую «вещь в себе». Исходным пунктом своей философии Фихте объявляет абсолютное «Я», которое само из себя творит мир со всеми его законами.

Развивая в духе волюнтаризма принцип деятельности, или активности, «Я», Фихте понимает эту деятельность чисто умозрительно, как деятельность мысли, как процесс самосознания. Таким образом взгляд Фихте на практику прямо противоположен диалектическому материализму, рассматривающему практику как реальную активную деятельность людей в целях изменения мира. Фихте признаёт абсолютную свободу воли, бога и бессмертие души. Особенно реакционные идеалистические идеи развивав! Фихте по вопросам права и государства. Он видит в праве одно из проявлений «Я», причём выше всего расценивает право частной собственности на средства производства. В книге «Замкнутое торговое государство» (1800) Фихте идеализирует сословные отношения.

Выступая с прогрессивными лозунгами защиты национального суверенитета немцев от наполеоновских интервентов, Фихте в то же время выдвигал шовинистические лозунги, препятствуя тем самым делу национального освобождения и объединения Германии, за которое он призывал бороться. Он проповедовал, что немецкий народ якобы стоит выше всех других народов. Всестороннюю критику философии Фихте дал Ленин в книге « Материализм и эмпириокритицизм» (см.). Ленин показал, что субъективный идеализм Фихте принципиально ничем не отличается от реакционной философии Беркли (см.) и с неизбежностью ведёт к солипсизму. Ленин отмечает, что реакционные философы эпохи империализма стремятся использовать субъективный идеализм Фихте в целях пропаганды воинствующего мракобесия. Взгляды Фихте реставрируют и современные реакционеры в философии — персоналисты, экзистенциалисты и др. Реакционные буржуазные социологи, ссылаясь на Фихте, пропагандируют субъективно-идеалистический взгляд на историю, отрицают объективные закономерности в развитии общества.