Filslov.ru - Философия как предмет науки


Радищев Александр Николаевич (1749—1802) — родоначальник освободительной, революционной мысли в России, основоположник русской революционной литературы. Развитие революционно - освободительной' мысли в России было тесно связано с теми героическими традициями, начало которым положил своей деятельностью Радищев. Ленин высоко ценил заслуги Радищева как мыслителя и революционного деятеля, как борца с крепостничеством и царским деспотизмом.

В эпоху Радищева в России свирепствовало крепостное право в самых жестоких формах. Подавив «пугачёвский бунт», насмерть перепуганное правительство Екатерины II обрушилось на крестьян новыми карательными мерами, новыми свирепыми указами, усиливавшими и без того невыносимый крепостной гнёт. Крестьянство отвечало на это новыми бунтами. Вопрос о борьбе с крепостным правом вставал перед лучшими, передовыми людьми во всей своей остроте. Радищев не оставался спокойным наблюдателем разнузданного произвола и насилия над народом, он поднимал голос протеста против крепостного строя и самодержавия.

Ярким свидетельством этого является его знаменитая книга «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), напечатанная в собственной типографии Радищева и вышедшая анонимно. Для России того времени выход книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был подобен раскату грома. Создание и опубликование её было героическим подвигом революционера. В своей книге Радищев мастерски рисует ужасы крепостного состояния, угнетённое положение русского трудящегося народа—кормильца общества, производителя всех богатств страны.

В осуждении вопиющего произвола крепостников Радищев доходит до глубоких политических обобщений; корень зла он" видит не в отдельных людях или нарушениях закона, а в самом законе, в крепостническом строе, в самодержавии. Екатерина II приказала арестовать автора и учинить над ним суровую расправу. Радищев был приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, «на десятилетнее безысходное пребывание». Но ни тюрьма, ни угроза казни, пи ссылка не сломили свободолюбивого духа Радищева. В Сибири Радищев пишет знаменитый философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Этой работой Радищев включается в философскую борьбу того времени как материалист, решительно выступая против идеализма и мистики. Однако в этом произведении в некоторых рассуждениях Радищева (в 3-й и 4-й частях) проскальзывают элементы деизма.

После смерти Екатерины II друзья Радищева добились возвращения его из Сибири. Удалось даже включить его в комиссию во составлению законов. Но это не изменило отношения Радищева к крепостничеству и самодержавию. Он держался особняком, по прежнему резко выступал против произвола и выдвигал проекты коренного изменения государственного строя, возбуждая этим против себя крепостников. Ему угрожала новая ссылка. Затравленный слугами царя, Радищев покончил с собой. Перед смертью он сказал: «Потомство отмстит за меня».

Первый дворянский революционер Александр Николаевич Радищев был выдающимся мыслителем своего времени, художником слова, философом, экономистом. Вместе с Ломоносовым (см.) он с полным основанием считается основоположником русской материалистической философии. Его материализм замечателен своим революционным содержанием, протестом против крепостного права и царизма. Выступая против идеализма и мистики масонов, против их реакционных воззрений, Радищев доказывал первичность материя, утверждал, что мозг является материальным органом мысли. Во взглядах на материю он в целом не выходил, да и не мог в то время выйти, за рамки метафизических представлений XVIII в.

Но идея развития уже заметно даёт о себе знать в его глубоких рассуждениях. На движение он смотрел, как на неотъемлемое свойство материи. Он критикует идеалистическую теорию преформизма (Галлера и Бонне) как лженаучную, как плод досужей фантазии, а также учение об « энтелехии» (см.), явившееся источником витализма. Радищев подходил к пониманию влияния среды на развитие организмов, к мысли о наследовании благоприобретённых признаков. Одновременно Радищев подвергал критике и теории вульгарных материалистов, приравнивавших мысль к веществу.

В вопросах познания Радищев также стоял на материалистических позициях, считая, что мысль имеет своим источником чувственное восприятие действительности. Выдвигая и обосновывая теорию естественного равенства всех людей без различия сословий и рас, Радищев клеймил и разоблачал угнетение одних людей другими. Он критиковал расистские теории «естественного» деления общества на рабов и рабовладельцев, осуждал дикий произвол самодержавия и обосновывал право угнетённого народа на восстание и свержение власти тиранов. Он клеймил позором рабовладение, господствовавшее в Америке. Его обличительные слова против американских плантаторов и работорговцев не утратили своего значения и в наши дни. Радищев высказывал гениальные для XVIII в. мысли о роли земледелия, промышленности и технических изобретений в историческом . прогрессе и в умственном развитии человека.

Связывая задачи общественного воспитания с общими задачами борьбы против крепостничества и самодержавия, Радищев внёс также большой вклад в развитие передовой русской и мировой педагогической науки. М. И. Калинин отмечал, что мысли Радищева о воспитании и по сей день могут считаться прогрессивными. Взгляды Радищева были высшим достижением общественно-политической мысли его времени. Значение его революционных идей, их влияние выходили далеко за пределы России. Но прежде всего Радищев оказал огромное влияние на последующее развитие революционной мысли в самой России. Декабристы(см.) и революционные демократы 40-х и 60-х годов учились у Радищева, их вдохновляла его беззаветная борьба против самодержавия.

Всю жизнь Радищев отдал борьбе за свободу и счастье своего народа, своей Родины. Он глубоко верил в могучие силы русского народа, в великое будущее родной страны. Главные произведения Радищева: «Путешествие из Петербурга в Москву», «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», «Житие Фёдора Васильевича Ушакова», «О человеке, о его смертности и бессмертии», ода «Вольность» и др. Избранные философские и общественно-политические произведения Радищева изданы в 1952 г.