Filslov.ru - Философия как предмет науки


Реформизм — враждебное революционному марксизму и коренным интересам пролетариата политическое течение в рабочем движении, подменяющее классовую борьбу против капитализма, борьбу за диктатуру пролетариата и победу социализма мелкими реформами, не затрагивающими основ эксплуататорского буржуазного строя.

Реформизм возник в последней четверти XIX в. Его социальной базой является подкупленная капиталистами верхушка рабочего класса, «рабочая аристократия». Реформизм, оппортунизм, указывает Ленин, «порождался в течение десятилетий особенностями такой эпохи развития капитализма, когда сравнительно мирное в культурное существование слоя привилегированных рабочих «обуржуазивало» их, давало им крохи от прибылей своего, национального капитала, отрывало их от бедствий, страданий и революционных настроений разоряемой и нищей массы». Начало реформизму и оппортунизму в рабочем движении положил немецкий социал-демократ Бернштейн (см.).

Однако реформизм — явление международное. Бернштейнианцы и каутскианцы в Германии, «экономисты» и меньшевики в России, «австро-марксисты» в Австрии, лейбористы в Англии, правые социалисты во Франции и т. д.— всё это представители реформизма, агенты буржуазии в рабочем движении. Основная цель реформизма — обмануть рабочих, сбить их с позиций последовательной пролетарской борьбы, примирить интересы рабочего класса с интересами капиталистов. Партии II Интернационала превратились в реформистские партии, проводившие буржуазную политику в рабочем движении.

В современных условиях политику реформизма проводят так называемые правые социалисты — верные слуги империализма. Главное в реформизме и оппортунизме—это идея сотрудничества классов, «гармонии» классовых интересов. Марксистско-ленинской теории классовой борьбы, вооружающей пролетариат пониманием единственно верного пути к уничтожению капиталистического рабства и победе социализма, реформисты противопоставляют идею примирения рабочего класса и буржуазии. Отсюда их отрицание диктатуры пролетариата, без которой невозможен переход к социализму. Реформисты стараются внушить рабочим, что для перехода к социализму (который они на словах и для обмана трудящихся признают, хотя на деле являются ярыми врагами социализма) нет необходимости разрушать основы капитализма, уничтожать буржуазное государство и его органы насилия, лишать буржуазию её собственности на средства производства.

Реформисты проповедуют мирное врастание капитализма в социализм путём парламентской деятельности, насаждения кооперативов, участия в прибылях и т. п. Такова теория и практика «демократического социализма», теория «третьей силы» и т. д.
Марксизм-ленинизм разоблачил буржуазную сущность реформистских теорий. Марксизм-ленинизм не отрицает необходимости борьбы пролетарской партии за реформы за улучшение экономического, политического и культурного положения рабочих при капитализме, но рассматривает реформы как побочный продукт классовой борьбы, имеющей целью революционное уничтожение капитализма. С помощью реформ можно добиться лишь отдельных улучшений, но нельзя уничтожить господство капитала.

Борясь против революционного существа марксизма, против основного в марксизме — учения о диктатуре пролетариата, реформисты ревизовали и его философско-теоретические основы, подменяли марксизм махизмом, неокантианством (см.) и другими буржуазными теориями. Революционную диалектику ревизионисты заменяли вульгарным эволюционизмом, рассматривающим движение как простой процесс роста, как медленное и постепенное количественное развитие. Вслед за кантианским ревизионизмом Бернштейна и др. появились ревизионисты махистского толка: Фр. Адлер — в Австрии, Богданов (см.), Луначарский, Юшкевич и др. — в России. Ревизионисты-махисты пытались подменить диалектический и исторический материализм реакционной махисте кой философией. Типичными ревизионистами в области философии были Каутский (см.) и прочие теоретики II Интернационала.

Их философский ревизионизм был теоретическим выражением их политического оппортунизма и измены делу пролетарской революции. Все ревизионисты стремились доказать, что научный социализм может сочетаться с признанием идеалистической философии. Это была линия на то, чтобы теоретически обезоружить пролетариат и его партию, бросить их в объятия буржуазной идеологии. Современные представители реформизма в рабочем движении, так называемые правые социалисты полностью сбросили с себя фальшивую маску сторонников и последователей марксистской философии и открыто проповедуют самые махровые буржуазно-идеалистические взгляды.

Только Коммунистическая партия и её вожди Ленин и Сталин выступили против ревизия философских и научно-исторических основ марксизма и отстояли диалектический и исторический материализм, развив его применительно к новой исторической эпохе. Ленин и Сталин учат, что борьба против реформизма и оппортунизма является законом развития подлинно пролетарской партии. Партия укрепляет себя тем, что очищается от оппортунистов и реформистов. Одной из главных причин победоносного развития Коммунистической партии Советского Союза, сумевшей возглавить рабочий класс и народные массы России и осуществить великие социалистические идеалы, является её непримиримая борьба против реформизма и оппортунизма внутри партии, против меньшевиков, ликвидаторов, троцкистов, бухаринцев и прочих врагов марксизма.

Рост противоречий современного капитализма и успехи социализма в СССР, переход к строительству социализма в странах народной демократии, успехи коммунистических партий в капиталистических странах сужают базу современных реформистов, разоблачают их как врагов мира, демократии и социализма. Дальнейшая борьба против них остаётся одной из главных задач коммунистических и рабочих партий.