Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Равенство. — В понятие равенства различные общественные классы вкладывают принципиально различное содержание. Равенство в буржуазном понимании означает лишь правовое равенство граждан перед законом при сохранении эксплуатации человека человеком, при политическом и имущественном неравенстве, при бесправии трудящихся масс. Поэтому буржуазное равенство — это лишь формальное равенство. Лозунг равенства, сыгравший прогрессивную роль в период революционной борьбы буржуазии против феодально-сословного неравенства и феодализма вообще, с победой буржуазии превратился в средство обмана угнетённых капитализмом масс.
Мелкобуржуазные теории равенства получили широкое распространение главным образом в первой половине XIX в., когда с особой силой начал обнаруживаться формальный и лживый характер буржуазного равенства. Мелкобуржуазные идеологи (Прудом—см., Штирнер и др.) пытались расширить буржуазное понятие равенства, дополнив его требованиями уравнения людей в области имущественных отношений. Мелкобуржуазное понимание равенства реакционно и утопично, ибо оно не исходит из необходимости уничтожения классов, классового неравенства и эксплуатации. Мелкобуржуазные защитники равенства не поднимали вопроса об уничтожении частной собственности и обобществлении средств производства. Равенство понималось ими как равное право владения частной собственностью.
В условиях победившего в СССР социализма имели место попытки возрождения мелкобуржуазных взглядов на равенство, выразившиеся в требовании уравнения людей в области потребления и быта, независимо от качества и количества их общественного труда. Эта проповедь уравниловки имела реакционный характер. Глубоко научное определение пролетарского, марксистского понимания равенства дано И. В. Сталиным: «Под равенством марксизм понимает не уравниловку в области личных потребностей и быта, а уничтожение классов, т. е.
а) равное освобождение всех трудящихся от эксплуатации после того, как капиталисты свергнуты и экспроприированы,
б) равную отмену дня всех частной собственности за средства производства после того, как они переданы в собственность всего общества,
в) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их труду (социалистическое общество),
г) равную обязанность всех трудиться по своим способностям и равное право всех трудящихся получать за это по их потребностям (коммунистическое общество).
При этом марксизм исходит из того, что вкусы и потребности людей не бывают и не могут быть одинаковыми и равными по качеству или по количеству ни в период социализма, ни в период коммунизма.
Вот вам марксистское понимание равенства». Исторические достижения в области осуществления фактического равенства в СССР зафиксированы в Конституции Союза ССР.