Filslov.ru - Философия как предмет науки


Рассел Бертран (р. 1872)— реакционный английский философ, один из главарей современного философского идеализма, воинствующий идеолог империализма. Рассел всегда стремился и стремится перевооружить идеалистическую философию, оснастить её новыми средствами для борьбы против непреодолимо растущей и крепнущей идеологии революционного пролетариата, против учения о классовой борьбе и социалистической революции.

Рассел — один из создателей логистики (см.), один из лидеров неореализма (см.), а затем логического позитивизма (см.). Философия Рассела—разновидность субъективного идеализма, очень близкая к махизму. Несмотря на то, что Рассел постоянно рекламирует «строго научный» характерсвоей философии, якобы неразрывно связанной с новейшими достижениями математики и физики, на деле вся его философия — непрерывная цепь идеалистических фальсификаций выводов современной науки. Сам он признал, что рассматривает философию как посредницу между наукой и богословием. Материалистическому атомизму он противопоставляет идеалистическую теорию «логического атомизма», согласно которой составными элементами природы являются не материальные вещи, а логические единицы — суждения, в основе которых лежат восприятия («события»).

Свой идеализм Рассел безуспешно старается прикрыть формулой «нейтрального монизма», якобыприми-ряющего противоположности — идеализм и материализм. С его антинаучной точки зрения дух и материя — лишь две различные формы опыта: непосредственная (субъективные данные) и опосредствованная (объективные данные). Шарлатанский характер таких попыток полностью разоблачил Ленин, указавший, что никакими терминологическими ухищрениями идеалистам не скрыть того, что материя понимается ими как одна из форм «опыта», сознания, восприятия, а не как независимая от опыта и восприятия реальность.

В социологии Рассел упорно борется против исторического материализма и теории классовой борьбы. Он является сторонником вульгарной «теории насилия», опровергнутой ещё Энгельсом в работе « Анти-Дюринг» (см.). Игнорируя решающую роль классовой борьбы в истории, Рассел оперирует метафизическими абстракциями «человек вообще» (с неизменными инстинктами и влечениями) и «общество (или государство) вообще».

Решающим фактором исторического прогресса Рассел признаёт не народ, а отдельные «великие личности», воскрешая старую, давно опровергнутую марксизмом субъективную социологию. В политических выводах из сноси социологии Рассел выступает как пропагандист космополитизма (см.) и «всемирного государства» — лозунгов, выдвигаемых англо-американским империализмом для подавления национальной независимости других народов, для установления мирового господства англосаксов и сколачивания агрессивного милитаристского блока. Рассел является ярым поджигателем новой мировой войны; он призывает к уничтожение СССР и стран народной демократии с помощью атомного оружия. Это — один из самых оголтелых идеологов империалистического и антидемократического лагеря.