Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Рассел Бертран (р. 1872)— реакционный английский философ, один из главарей современного философского идеализма, воинствующий идеолог империализма. Рассел всегда стремился и стремится перевооружить идеалистическую философию, оснастить её новыми средствами для борьбы против непреодолимо растущей и крепнущей идеологии революционного пролетариата, против учения о классовой борьбе и социалистической революции.
Рассел — один из создателей логистики (см.), один из лидеров неореализма (см.), а затем логического позитивизма (см.). Философия Рассела—разновидность субъективного идеализма, очень близкая к махизму. Несмотря на то, что Рассел постоянно рекламирует «строго научный» характерсвоей философии, якобы неразрывно связанной с новейшими достижениями математики и физики, на деле вся его философия — непрерывная цепь идеалистических фальсификаций выводов современной науки. Сам он признал, что рассматривает философию как посредницу между наукой и богословием. Материалистическому атомизму он противопоставляет идеалистическую теорию «логического атомизма», согласно которой составными элементами природы являются не материальные вещи, а логические единицы — суждения, в основе которых лежат восприятия («события»).
Свой идеализм Рассел безуспешно старается прикрыть формулой «нейтрального монизма», якобыприми-ряющего противоположности — идеализм и материализм. С его антинаучной точки зрения дух и материя — лишь две различные формы опыта: непосредственная (субъективные данные) и опосредствованная (объективные данные). Шарлатанский характер таких попыток полностью разоблачил Ленин, указавший, что никакими терминологическими ухищрениями идеалистам не скрыть того, что материя понимается ими как одна из форм «опыта», сознания, восприятия, а не как независимая от опыта и восприятия реальность.
В социологии Рассел упорно борется против исторического материализма и теории классовой борьбы. Он является сторонником вульгарной «теории насилия», опровергнутой ещё Энгельсом в работе « Анти-Дюринг» (см.). Игнорируя решающую роль классовой борьбы в истории, Рассел оперирует метафизическими абстракциями «человек вообще» (с неизменными инстинктами и влечениями) и «общество (или государство) вообще».
Решающим фактором исторического прогресса Рассел признаёт не народ, а отдельные «великие личности», воскрешая старую, давно опровергнутую марксизмом субъективную социологию. В политических выводах из сноси социологии Рассел выступает как пропагандист космополитизма (см.) и «всемирного государства» — лозунгов, выдвигаемых англо-американским империализмом для подавления национальной независимости других народов, для установления мирового господства англосаксов и сколачивания агрессивного милитаристского блока. Рассел является ярым поджигателем новой мировой войны; он призывает к уничтожение СССР и стран народной демократии с помощью атомного оружия. Это — один из самых оголтелых идеологов империалистического и антидемократического лагеря.