Filslov.ru - Философия как предмет науки


Джемс Уильям (1842-1910)— американский психолог и философ-идеалист, основатель реакционного субъективно-идеалистического течения в современной буржуазной философии — прагматизма (см.). Философия Джемса ярко выражает поворот буржуазной идеологии эпохи империализма к иррационализму, открытому отказу от рационального, логического- мышления. В борьбе против передовых материалистических идей реакционная философия загнивающего капитализма открыто проповедует разрыв с научным познанием. Джемс — злейший враг материализма и диалектики.

Несостоятельность метафизической логики он пытается выдать за несостоятельность логики вообще. Диалектической критике метафизики Джемс противопоставляет отказ от логики — алогизм. В центре его реакционной философии — отрицание объективной истины, борьба против материалистической теории отражения. Джемс отвергает понимание истины как отражения в сознании объективной действительности. Истиной Джемс называет то, что «удобно», «полезно», соответствует «практическим целям», т. е. попросту всё, что угодно и выгодно империалистической буржуазии и соответствует её классовым интересам.

Прагматизм открывает неограниченные возможности обслуживания «философской» софистикой любых идеологических требований эксплуататорских классов. В конце концов «истина» подменяется у Джемса «волей к вере», т. е. откровенным мракобесием. «Теория радикального эмпиризма», разработанная Джемсом в последние годы его жизни, есть не что иное, как одна из вариаций субъективного идеализма, мало отличающаяся от махизма (см.).

«Различия между махизмом и прагматизмом... ничтожны и второстепенны с точки зрения материализма...» «Радикальным» Джемс называет такой «эмпиризм», который не признаёт никакой реальности вне «чистого опыта», т. е. вне сознания, вне субъекта. Уничтожающая критика субъективного идеализма, данная Лениным в Материализме и эмпириокритицизме» (см.), бьёт также по идеализму Джемса. В психологии Джемс—один из лидеров волюнтаризма (см.). Прагматизм, как и волюнтаризм, служит теоретическим обоснованием авантюристической практики агрессивной империалистической буржуазии.