Filslov.ru - Философия как предмет науки


Географическое направление в социологии — одна из разновидностей буржуазной социологии, приписывающая географической среде определяющее значение в общественном развитии. Различие между народами, между их общественным строем «географическое па-правление» пытается объяснить различием географических условий, в которых эти народы живут. Представителями «географического направления» в социологии были французский социолог Монтескье (см.), географ Э. Реклю, английский историк Вокль, русский учёный Л. И. Мечников и др. Одни представители «географического направления» выдвигают в качестве главного условия развития общества климат и почву, другие — особенности расы, третьи — близость страны и народа к морям и рекам и т. д. Л. И. Мечников,, например, ставил развитие всей человеческой культуры, цивилизации в зависимость от влияния рек и морей на жизнь народов и Государств. Поэтому он делил всю историю человеческой культуры на историю культуры речной, морской и океанской.

В буржуазной социологии эпохи империализма «географическое направление» выродилось в реакционную, фашистскую теорию — геополитику, при помощи которой идеологи империализма обосновывают захват чужих земель и покорение независимых народов. «Географическое направление» в социологии не в состоянии научно объяснить действительную причину общественного развития. Географические условия, Остающиеся почти неизменными в течение десятков тысяч лет, не могут быть главной причиной развития общества, которое переживает коренные изменения в значительно меньшие сроки (в течение сотен лет, даже в течение десятилетий происходят величайшие социальные изменения).

Отделяющей причиной общественного развития является не внешняя природа, не географическая среда, а изменение способа производства материальных благ. Чем выше уровень развития производительных сил (см.) общества, чем выше общественный способ производства, тем меньше зависимость общества от стихийных сил природы и тем быстрее общество преобразует природу, географическую среду. При социализме и коммунизме господство людей над силами природы достигает высокой степени, так как производительные силы освобождаются от капиталистических оков и получают полный простор для своего развития.