Filslov.ru - Философия как предмет науки


Вечные истины — Метафизики всякую истину рассматривают как «вечную истину», т. е. как раз навсегда данную и неизменную. «Недлинные истины вообще неизменны», —писал метафизик Дюринг (см.) Критикуя Дюринга, Энгельс показал, что подлинно научные истины развиваются, изменяются, совершенствуются на основе роста знаний, практической деятельности людей.

Анализируя три основных отдела наук — наук о неживой природе, о живой природе и об обществе,— Энгельс показывает, что в каждом из них научные истины находятся в состоянии развития и что сила науки состоит именно в том, что она не признаёт неподвижных знаний. Конечно, существуют «вечные истины», как, например, истина о том, что Париж находится во Франции и т. п., но подобного рода «истины» чрезвычайно просты и несравнимы со сложными истинами, с которыми имеет дело наука и которые познаются не сразу, а в процессе длительного и трудного развития научных знаний.

Любовь к «вечным истинам» питают особенно те, кто из факта существования отдельных вечных истин стремится сделать вывод о том, что и в истории человечества существуют вечные истины, вечная мораль, вечная справедливость и т. д. Таково стремление всех идеологов эксплуататорских классов, пытающихся фразами о «вечной» справедливости, морали и т. п. прикрыть коренную противоположность классов, отрицать право эксплуатируемых на борьбу за лучшую жизнь, выдать строй рабства и угнетения за справедливый «вечный» строй и т. п.

Диалектический материализм, опровергнув метафизическую теорию «вечных истин», создал единственно научную теорию о том, как познаются научные истины. (См. Абсолютная и относительная истина; Познание; Теория и Практика.)