Filslov.ru - Философия как предмет науки


Вещь в себе и вещь для нас понятия, впервые Введённые в философию Кантом (см.). «Вещь в себе», по Канту, означает вещь, которая хотя и существует независимо от сознания, но абсолютно непознаваема и не Может стать «вещью для нас», т. е. познанной. С точки зрения Канта, мы не можем иметь никакого Понятия о том, каковы «вещи в себе». Кант вырывал пропасть Между «вещами в себе» и явлениями. Человеческое познание, до Канту, имеет дело только с явлениями, т. е. с субъективными представлениями, ощущениями; проникнуть же в «вещи в себе» оно неспособно. В кантовской философии «вещь в себе» в конце Кондов также превращается в пустой символ. Это учение реакционно, так как оно сознательно преследует цель примирить науку с религией. Из него исходили и исходят ныне многие идеалистические течения.

По учению диалектического материализма, непознаваемых «вещей в себе» нет. Есть только различие между тем, что уже познано («вещь для нас»), и тем, что еще не познано («вещь в себе»), но будет раскрыто и познано вилами науки и практики. Когда «вещь в себе» познаётся Нами, она становится уже «вещью ДЛЯ нас». Естественный каучук — сок растений—был «вещью в себе», пока химия не научилась использовать этот каучук для нужд промышленности и путём химического синтеза воссоздавать его, превратив его таким образом в «пещь для нас». С развитием Науки и техники становится всё больше познанных вещей.

Атомная энергия также до поры до времени была «вещью в себе». Но современная наука познала атомную энергию и открыла способ её производства. Тем самым атомная энергия перестала быть «вещью в себе» и стала «вещью для нас». Решающим условием познания «вещей в себе», превращения их в «вещи для нас» является практика.