Filslov.ru - Философия как предмет науки


Вероятность — мера объективной возможности наступления определённого события в определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях. 'Гам, где вероятность допускает количественное выражение в виде числа, к ней применима математическая теория вероятностей. Для экспериментального вычисления вероятности события А Многократно повторяют при сходных условиях некоторый опыт или Наблюдение и регистрируют, какую долю от общего числа проведённых опытов (наблюдений) составляют те, при которых событие А наступает. Эта доля, навиваемая частотой наступления События А, зависит от числа произведённых опытов.

Однако во Многих случаях при достаточно большом числе опытов дальнейшее их повторение уже не отражается заметным образом на величине частоты. В этих случаях частота наступления события А Получает значение объективной Лпрактеристики самого события А, не зависящей от серии произведённых испытаний. Найденное таким образом число и выражает вероятность наступления события А в данных условиях. Яркий пример опытного определения Вероятности события даёт статистика деторождения. Оказывается, что доля мальчиков среди всех новорождённых выражается числом, близким к 0,51.

Отправляясь от вероятностей, определяемых экспериментально, можно вычислять новые вероятности для событий, связанных известными соотношениями с исходными. Поскольку определение вероятности предполагает возможность многократного воспроизведения сходных условий наблюдения или опыта, теория вероятностей применима лишь к массовым явлениям. Основные результаты в теории вероятностей — закон больших чисел, так называемые предельные теоремы теории вероятностей — в их наиболее общей и действенной формулировке принадлежат русским учёным П. Л. Чебышеву, А. А. Маркову, А. М. Ляпунову и советским учёным.

Методы теории вероятностей нашли применение в ряде важнейших вопросов физики и физической химии (квантовая механика, кинетическая теория газов, химическая термодинамика и т. п.), а также в технике (вопросы артиллерии, телефонии, радиопередач,, расчёт погрешностей механизмов, определение точности работы агрегатов, определение качества массовой продукции методом выборочного контроля, особенно в случаях, когда сплошное обследование невозможно, например при испытании ткани на разрыв, электрических лампочек на срок горения и т. п.).
Применение методов теории вероятностей возможно лишь на основе предварительного конкретного анализа особенностей рассматриваемых явлений и управляющих имя закономерностей. Игнорируя это, буржуазные учёные (в политической экономии, в биологии и других науках) неправомерно используют теорию вероятностей для подкрепления своих антинаучных теорий. Та ковы, например, реакционные попытки морганистов-вейсманистов получить подтверждение менделеевских законов наследственности методами теории вероятностей. Современные «физические» идеалисты используют теорию вероятностей для отрицания объективной причинности, необходимости, закономерности в природе и обществе, рассматривая закон как мыс
ленное среднее для массы хаотических явлений, которые сами по себе якобы лишены какой-либо
объективной закономерности.

Вероятность понимается чисто субъективистски, не как отражение объективных закономерностей, существующих вне нас, а как «упорядочение» хаоса явлений с помощью человеческого ума. В действительности же установление вероятности наступления того или иного события или результата невозможно было бы, если бы в их основе не лежала объективная, не зависящая от воли человека закономерность.

Учение марксистской диалектики о случайности и необходимости подводит философскую основу под понятие вероятности. Каждое отдельное явление подвержено множеству случайных влияний, содержит в себе случайные свойства, признаки и т. д. Но вместе с тем всякая случайность связана с необходимостью, является формой проявления необходимости. Обобщение массы явлсн.ш и имеет своим результатом обнаружение необходимости, закономерности. Вероятность, устанавливающая меру возможности наступления события путём обобщения массы отдельных явлений, покоится на объективной диалектике общего и отдельного, необходимого и случайного.