Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем

Он всячески старается доказать, будто истина недоступна научному пониманию и что логическое мышление не помогает постигать действительность. Наука якобы имеет значение лишь в практике, но она неспособна познать истину. Рациональному, логическому познанию Бергсон противопоставляет мистическую способность интуиции, непосредственного, интуитивного «узрения». Бергсоновская интуиция широко открывает двери поповщине и мракобесию. Против научного, материалистического понимания природы Бергсон выдвигает свою спиритуалистическую метафизику с её понятием «длительности». Нематериальную, «чистую длительность» Бергсон объявляет первоосновой всего сущего. Материю, время, движение он считает лишь различными формами проявления «длительности».
По сути дела, бергсоновская «длительность» — лишь новое словечко для обозначения старого понятия «дух» — основы всякого идеализма и Мистицизма. В понимании жизни Бергсон придерживается враждебного биологической науке витализма (см.), заменяя естественно-научное понимание органического развития мистической концепцией «творческой эволюции», в основе которой лежит «жизненный порыв». Эта антинаучная концепция непосредственно приводит Бергсона к религиозному выводу о творце, как о движущей силе вселенной. Великий русский учёный К. А. Тимирязев (см.) называл Бергсона «метафизиком чистейшей воды», мечтавшим попятиться назад «на триста лет от опыта к интуиции, от физиологии к витализму».
Реакционная, профашистская социология Бергсона оправдывает эксплуатацию и военную агрессию. Классовое господство и подчинение она признаёт «естественным» состоянием общества, а демократию, основанную на принципах свободы и равенства,— «противоестественным». Войны она объявляет неизбежным «законом природы».: Философию Бергсона широко используют современные реакционные идеологи империализма и религиозные мракобесы. На ней основывается католическая философия «модернизма». На неё опирались главари итальянского фашизма.