Filslov.ru - Философия как предмет науки


Творческий марксизм подлинный марксизм, понимаемый как руководство для революционного действия, как передовая наука, которая не стоит на месте, а вместе с жизнью двигается вперёд и сама двигает жизнь вперёд. Творческий марксизм в корне враждебен догматическому пониманию марксизма, которое является опошлением, извращением марксизма идеологами оппортунистического II Интернационала. Ограничившись внешним признанием марксизма, они стремились притупить его революционно-критическое остриё, превратить его в мёртвую догму и тем самым обезвредить для буржуазии.

Глубокая характеристика творческого революционного марксизма дана в «Кратком курсе истории ВКП(б)»: «Марксистско-ленинскую теорию нельзя рассматривать, как собрание догматов, как катехизис, как символ веры, а самих марксистов,— как буквоедов и начетчиков. Марксистско-ленинская теория есть наука о развитии общества, наука о рабочем движении, наука о пролетарской революции, наука о строительстве коммунистического общества.

Она, как наука, не стоит и не может стоять на одном месте,— она развивается и совершенствуется. Понятно, что в своем развитии она не может не обогащаться новым опытом, новыми знаниями, а отдельные ее положения и выводы не могут не изменяться с течением времени, не могут не заменяться новыми выводами и положениями, соответствующими новым историческим условиям». Овладеть марксистско-ленинской теорией не значит просто заучить её формулы и цепляться за каждую букву этих формул. Овладеть марксистско-ленинской теорией — значит уметь обогащать эту теорию новым опытом революционного движения, уметь развивать её и двигать вперёд, пе останавливаясь перед тем, чтобы, исходя из существа теории, заменить некоторые её устаревшие положения и выводы новыми положениями и выводами, соответствующими новой исторической обстановке.

Великие примеры творческого подхода к науке дали Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин. Маркс и Энгельс неоднократно подчёркивали, что их учение — не догма, а руководство к действию. Вся деятельность Коммунистической партии, её решения являются ярким образцом творческого марксизма. В своих произведениях, посвященных экономическим, историческим, политическим и другим проблемам, выработке стратегии и тактики пролетариата, классики марксизма давали яркие образцы творческого подхода к решению вопросов, основывающихся на учёте всех изменений, происходящих в действительности, на основе всего своеобразия конкретной исторической обстановки. Ленип и Сталин развивали марксистскую науку применительно к эпохе империализма и пролетарских революций. Учитывая новые исторические условия, Легаш заменил ряд устаревших положений и выводов марксизма новыми положениями и выводами (например, положениями о том, что возможна победа социализма первоначально в одной, отдельно взятой капиталистической стране, что наилучшей государственной формой диктатуры пролетариата является не парламентарная демократическая республика, а республика Советов и др.

Сталин доказал, что положение Энгельса об отмирании социалистического государства, высказанное в связи с предположением, что социализм может, победить одновременно во всех странах, не действительно в применении к другим условиям, когда социализм первоначально побеждает в отдельной стране. В этих условиях государство должно всемерно укрепляться. Государство, указал И. В. Сталин, сохранится и в стране, построившей полный коммунизм, если, ещё не будет уничтожено капиталистическое окружение.

Решающим условием творческого понимания марксизма является единство теории и практики. Меньшевики, каутскианцы и прочие враги марксизма потому, помимо прочего, были мёртвыми догматиками, что они отрывали теорию от практики, проходили мимо нового опыта борьбы рабочего класса, игнорировали развивающуюся практику. Подлинный, т. е. революционный, марксизм основан на единстве теории и практики. Учитывая новые данные практики, новые исторические условия, марксизм постоянно обогащает теорию. В этом и состоит неисчерпаемая сила творческого марксизма. Душой творческого, революционного марксизма является материалистическая диалектика, требующая брать явления в их развитии и изменении, возникновении и уничтожении, требующая рассматривать каждое общественное событие в тесной связи с исторической обстановкой, с историческими условиями, в которых оно возникает.