Filslov.ru - Философия как предмет науки


Мичурин Иван Владимирович

Мичурин Иван Владимирович(1855—1935) — великий биолог, поднявший на новую, высшую ступень дарвинистскую, научную биологию. С именем Мичурина связан новый, высший этап в развитии материалистической науки о живой природе. Жизнь Мичурина делится на два резко отличающихся друг от друга периода — дореволюционный и советский.

До Великой Октябрьской революции Мичурин жил и работал, проводя все опыты на собственные средства, без какого бы то ни было поощрения. Своё глубоко народное дело — выведение новых сортов растений—он проводил на крохотном приусадебном участке на собственный риск и страх. Его гениальные идеи не были признаны при царизме. Американские дельцы, разузнав о выведенных им замечательных новых сортах плодовых растений, предложили ему переехать в Америку. Но великий патриот отказался от этого предложения.

Только Октябрьская социалистическая революция дала ему возможность развернуть свою научную и практическую работу. Участок Мичурина был преобразован в огромный питомник. Созданы были научно-исследовательские институты, разрабатывавшие и внедрявшие в сельскохозяйственную практику идеи Мичурина. В 1934 г. Мичурин писал: «Сбывается мечта всей моей жизни: выведенные мною новые ценные сорта плодовых растений двинулись с опытных участков не к отдельным кулакам-богатеям, а на массивы колхозных и совхозных садов, заменяя низкоурожайные, плохие, старые сорта».

Если Дарвин (см.) только объяснял законы органического мира, Мичурин создал материалистическую теорию о путях изменения этого живого мира. В своём научном творчестве и мировоззрении до 1917 г. Мичурин непосредственно развивал воинствующий материализм и демократизм великих русских материалистов и революционных демократов середины XIX в. Ознакомившись после 1917 г. с трудами творцов марксизма-ленинизма, Мичурин стал сознательным диалектическим материалистом, активным борцом за социализм и коммунизм, против капитализма. С позиций диалектического материализма он освещал и решал вопросы агробиологии.

Мичурин говорил, что корни естествознания лежат в природе, что естествознание стихийно влечётся к диалектике. В предисловии к третьему изданию книги «Принципы и методы работы» Мичурин писал: «Для диалектики «нет ничего раз навсегда окончательного, абсолютного, святого. На всем и во всем обнаруживает она печать неизбежного исчезновения, и ничто не может устоять перед ней, кроме Непрерывного процесса становления и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему» (Ф. Энгельс). Этот принцип является всегда основным принципом в моих работах, проходя красной нитью через все мои многочисленные опыты, которые я ставил в деле улучшения существующих и в деле выведения новых сортов плодово-ягодных растений». Всегда и во всём Мичурин руководствовался идеей развития. Каждая отдельная особь, писал он, развивается до полноты своих специфических свойств, а затем постепенно теряет их, стареет и, наконец, умирает. Вид изменяется так же, как всё в природе, — «всё течёт, всё изменяется».

Мичурин был убеждён во всесилии науки и практики, в возможности познания природы и овладения всеми тайнами образования видов. Он строил свою теорию как последовательно-материалистическую теорию, но мирящуюся ни с какими уступками идеализму. Мичурин рассматривал организм в тесной связи с условиями его существования, признавая решающее значение обмена веществ между организмом и природой. Он с презрением отбрасывал идеалистические хитросплетения вейсманиетов-менделистов-морганистов с их непознаваемыми «вещами в себе», с таинственными мистическими генами, с превознесением случайности в науке и практике и всей своей работой опровергал эти реакционные, лженаучные идеи. Как подлинный революционер в науке он не побоялся указать на слабые и ошибочные стороны учения Дарвина. Мичурин творчески развил материалистическую биологию дарвинизма.

Величайший экспериментатор, Мичурин создал и разработал научные методы сознательного управления жизнью растений и практического преобразования живой природы. Созданное Мичуриным учение включает в себя:

1) теорию и методы искусственной гибридизации (половой и вегетативной, внутривидовой и отдалённой),

2) теорию и методы направленного воспитания организмов,

3) теорию и методы искусственного отбора. Все эти три стороны учения Мичурина составляют неразрывное единство и являются образцом творческого применения диалектического материализма к пониманию сущности наследственности и изменчивости органических форм, к практике выведения новых сортов растений в интересах социалистического общества.

Всю свою жизнь Мичурин посвятил трудовому народу. Свой питомник он считал мастерской по созданию новых сортов, которые отвечали бы полнее «потребностям жизни трудящихся». «Мои достижения — бесклассовому социалистическому обществу», — писал Мичурин в 1932 г. Наша цель, говорил он, «переделать свойства растений й желательном для трудящихся направлении». Мичурин, исходя из знаменитого тезиса Маркса: «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», сформулировал задачу биологической науки: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё — наша задача».

Осуществляя этот революционный принцип, Мичурин всю свою жизнь посвятил переделке природы растений. Создание новых сортов стоило Мичурину десятков лет упорного и систематического труда. Основной его метод, как он сам писал, состоял в постоянном «устремлении вперёд, в строгой проверке и перестройке опытов...». Более 300 новых сортов плодовых и ягодных растений вывел великий учёный. Но самое ценное его наследие — его теория, мичуринская биология (см.).

Мичурин был патриотом своей Родины. Ещё до революции он клеймил тех учёных и деятелей, которые все надежды в деле улучшения русского садоводства возлагали на помощь заграницы. «Стыдно, — писал он, — считать, что всё самое лучшее можно получать только из-за границы...»
Он был глубоко благодарен Коммунистической партии и Советскому государству за условия, созданные ими для его работа. «Большевистская партия и Советская власть, — писал он, — сделали всё для процветания начатого мною дела».