Filslov.ru - Философия как предмет науки


Бэйль Пьер (1647— 1706) — выдающийся французский публицист и философ. Бейль, как указывал Маркс, теоретически подорвал доверие к метафизике и богословской схоластике. Он открыто заявил, что вполне возможно существование общества, состоящего исключительно из атеистов. Человека унижает не атеизм(см.), писал Бейль, а религиозные предрассудки. Вслед за Декартом (см.) Бейль провозгласил сомнение единственным методом познания объективного мира. Путь к истине лежит через сомнение. Но сама истина существует объективно, независимо от познающего её. Истину, говорит Бейль, нельзя уничтожить ни общей традицией, ни единодушным согласием всех людей.

Скептицизм был в руках Бейля оружием борьбы против метафизики и схоластики. Бейль, замечает Маркс, преимущественно опровергал Спинозу (см.) и Лейбница (см.). Критикуя Спинозу, Бейль доказывает абсурдность отождествления материальной субстанции — основы всех изменений и явлений в мире — с богом. Бейль склоняется к утверждению, что субстанция едина, но не единственна. Если у Спинозы каждая вещь есть только осколок общей субстанции, тождественный с ней, то, по Бейлю, каждая вещь может быть рассматриваема как самостоятельная субстанция. Вселенная, согласно его взгляду, состоит из бесконечного множества обособленных и наделённых разумом субстанций.

Лейбница Бейль критикует за его учение о так называемой предустановленной гармонии. Если допустить, что всё к лучшему в этом лучшем из миров, как мыслил Лейбниц, то откуда же, спрашивает Бейль, зло, бедствия и обман и как может быть наказуемо зло, если оно с необходимостью вытекает из предустановленной гармонии? Поэтому, по Бейлю, нравственность нельзя связывать с религией. Самые религиозные люди, говорит Бейль, могут быть самыми безнравственными, и, наоборот, атеисты могут быть высоконравственными людьми. Религия не является уздой, сдерживающей страсти. Разум человека может без помощи религии определить, какие поступки достойны похвалы и какие — порицания.

Добро надо любить само по себе, а не из-за страха перед богом. Поведение человека, по Бейлю, зависит не от законов евангелия, а от законов государства; измените законы государства, и вы измените нравственность. Бейль был сторонником монархии. Хотя свой скептицизм он распространял и на разум и его критика религии была половинчатой, всё же философия Бейля сыграла в целом положительную роль. Главное произведение Бейля — «Исторический и критический словарь» (1695 — 1697).