Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Бруно Джордано
(1548— 1000) — итальянский философ эпохи Возрождения, провозвестник нового, рогрессивного мировоззрения, неутомимый борец против церкви, схоластики и религиозного мракобесия. Сожжён нквизицией в Риме.
В своей философии Бруно исходит из системы Коперника (см.), дополняя её рядом новых положений — о существовании бесконечного количества миров, о том, что Солнце не остаётся неподвижным, а меняет своё положение по отношению к звёздам, что атмосфера Земли вращается вместе с нею. Смелое учение Бруно было сильнейшим ударом по религии (см.). Главная идея Бруно, хотя и облечённая в пантеистическую оболочку, но сыгравшая огромную роль в развитии научного мировоззрения,— это идея о материальном единстве вселенной как совокупности бесчисленных миров, таких же солнечных систем, как и наша планетная система. Бруно принадлежит мысль об историческом развитии миров; он выдвигает также положение о постоянных геологических изменениях на земле, тем самым привнося в эту область идею развития. Материя и движение неразрывны, по мысли Бруно, хотя движение понимается им метафизически. Бруно требует опытного научного познания природы, решительно отвергает мёртвую схоластику с её оторванными от природы определениями и словесной шелухой. В познании природы наряду с опытом должен играть существенную роль человеческий разум.
Более того, величайшей задачей человеческого разума является познание законов природы. Данью времени являются у Бруно всякого рода теологические привески, например отождествление природы с богом. Пантеизм Бруно, однако, был в то время наиболее удобной формой для пропаганды материалистического мировоззрения. Буржуазная философия и поныне старается выдать Бруно за идеалиста. Замалчивая историческое значение славянской мысли и её влияния на западноевропейскую, буржуазные философы умаляют роль Джордано Бруно, воспринявшего и развившего дальше идеи великого польского учёного— Коперника. Главнейшие произведения Бруно: «О причине, начале и едином», «О бесконечности вселенной и мирах» (см. Джордано Бруно, Диалоги, 1949) и «Изгнание торжествующего зверя».