Filslov.ru - Философия как предмет науки


Средневековая философия—философия феодального общества. Господствующей идеологией в средние века была религия. Выступления крестьян и горожан против эксплуататорских феодальных порядков одновременно носили характер «ересей», т. е. борьбы против официальной (католической) церкви как оплота феодальной системы. Первая попытка обосновать догматы христианского вероучения принадлежала патристике (см.), философии «отцов церкви».

Религиозная ограниченность, резкая враждебность к научному знанию, оправдание классового гнёта, лицемерные призывы к аскетизму — неотъемлемые черты патристики. «Верю, потому что абсурдно»,— заявлял один из её представителей, Тертуллиан (ок. 160—230). «Блаженный» Августин (см.), строя свою систему на базе мистико-идеалистического неоплатонизма (см.), провозглашал верховенство духовной власти над светской и вёл космополитическую upon аганду мирового владычества католической церкви. В течение VIII— X вв. в Западной Европе возникло основное направление философии средневековья — схоластика (см.),—окончательно оформившееся в XI в. на основе упрочения католицизма (см.).

Это была религиозно-идеалистическая философская школа господствующего класса феодалов, безраздельно царившая в системе преподавания. Схоласты приспособляли к запросам христианского вероучения эклектическую похлёбку из фальсифицированных античных идеалистических систем. Сперва наибольшим влиянием пользовался платонизм, начиная же с XIII в.— искажённый аристотелизм. «Поповщина, -— писал Ленин,— убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое» («Философские тетради», 303); церковники из логики Аристотеля сделали «мёртвую схоластику». Философия — служанка богословия — так определяла церковь место и роль схоластической философии. Классовая задача этой философии: внушать народным массам, что строй феодальной эксплуатации создан и освящён самим богом и что борьба против этого строя равносильна восстанию против божественной воли.

Стремясь обосновать и защитить официальную церковную идеологию, схоласты прибегали к сугубо формальным, искусственным ухищрениям. Они сторонились опыта, занимались пустыми словопрениями и сличением текстов всяческих лжеавторитетов. Наибольшим влиянием пользовалась схоластическая система Фомы Аквинского (см.), пытавшегося подкрепить католическую догматику фальсифицированным ари-стотелизмом, «философски обосновать» господствовавшие феодальные порядки. В конце XIX в. римский папа объявил учение «святого» Фомы «единственно истинной философией» католической церкви. Современные мракобесы в буржуазной философии также поднимают Аквината на щит.

Классовая борьба в недрах развивавшегося феодализма (см.) отражалась в возникновении и в столкновении различных группировок в средневековой философии. Наибольшее значение имела возникшая в X—XI вв. борьба номинализма (см.) с «реализмом» (см. « Реализм» средневековый). «Реалисты» утверждали, что общие понятия, или «универсалии», как некие духовные сущности, или прообразы, предшествующие единичным вещам, существуют реально. Номиналисты считали, что существуют лишь единичные, индивидуальные вещи, а универсалии — простые названия, или имена (nomen), которые люди присваивают отдельным явлениям.

В борьбе номинализма с «реализмом» за богословской шелухой, свойственной той эпохе, намечалось в зародыше размежевание двух основных партий в философии — материализма и идеализма. Номинализм является первым выражением материализма. Ленин отмечал, что «в борьба средневековых номиналистов и реалистов есть аналогии с борьбой материалистов и идеалистов». Номинализм, который был связан с оппозицией к официальной церкви, был своеобразным отражением идеологии поднимающихся городских ремесленно-торговых слоев, тяготевших к опытному знанию и известному свободомыслию. Это направлениз нашло своё выражение в учении Абеляра (см.). Те же социальные силы стимулировали интерес к естествознанию и математике —наукам, находившимся в полном пренебрежении у представителей официальной схоластики.

В Англии на почве быстро развивавшейся экономики и обострившейся классовой борьбы возникло передовое для своего времени учение Роджера Бэкона (см.). Особое внимание Р. Бэкон уделял естествоведческими техническим проблемам. Р. Бэкон за свои передовые взгляды подвергался преследованиям и травле со стороны католической церкви. Смутные материалистические тенденции имелись также в учениях номиналистов. Дупс Скот (ок. 1270—1308), объясняя способность материи мыслить «неисповедимой» божественной волей, в то же время пытался разорвать цепи, приковывавшие философию к богословию. Эти тенденции достигли наивысшего развития в учении номиналиста Вильяма Оккама (см.). Оккам энергично боролся против римского папы на стороне императора и передовых горожан, которые ненавидели рыцарей-разбойииков и пытались ослабить поповское засилье.

В дальнейшем схоластика окончательно разложилась, но труп её долго гальванизировался всевозможными реакционерами-мракобесами. Схоластика была господствующей, но не единственной разновидностью средневековой философии. Известным влиянием, в частности среди «еретиков», пользовались различные мистические учения, сводившие познание к непосредственному «озарению» человека или «слиянию» его души с божественным началом. Мистика, отвергающая опыт и логику, явно вредна и реакционна, но в своеобразных исторических условиях средневековья некоторые социальные взгляды мистиков, например их заявление о ненужности церковной организации (как «посредника» между богом и человеком), о лжеучёности схоластов и т. п., могли временно играть оппозиционную по отношению к господствующей идеологии роль. Энгельс причисляет мистику к одному из видов оппозиции феодализму.

К XV—XVI вв. фактически заканчивается история средневековой философии. Возникновение и развитие буржуазных отношений выдвигают новую идеологию, характерную для так называемой эпохи Возрождения. Восточная культура — культура народов Кавказа, Средней Азии, арабов и др.— опережала в средние века (вплоть до XIII в.) культуру Западной Европы. Передовых деятелей восточной культуры занимали вопросы естествознания, медицины, математики, географии, техники. Арабы и близкие к ним по языку и культуре народы ввели в европейский обиход магнитную иглу, порох, бумагу и т. д.

Восточная философия в лице её наиболее передовых и крупных представителей — таджика Ибн-Сины (Авиценна) (см.), испанского араба Ибн-Рошда (Авер-роэс) (см.) и др.—оказала сильное и во многом положительное влияние на западноевропейскую философию. В философии наиболее передовых мыслителей Востока сквозь толщу идеализма пробивались сильные материалистические тенденции: например, утверждение о вечности материи, о смертности индивидуальной души, о закономерности, царящей в природе, и т. п.

Буржуазная историография затушёвывает и искажает роль и значение культуры Востока с целью утвердить антинаучную, реакционную идею об абсолютном превосходстве и первенстве западноевропейской «арийской», «нордической» цивилизации. В наши дни буржуазные идеологи пытаются воскресить труп средневековой схоластики и использовать её реакционные «теории» в интересах империалистической реакции.