Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Сословия — одна из форм классовых различий, характерная для рабовладельческого и феодального строя. Сословия представляли собой общественные группы, различные не только по своему фактическому положению в обществе, но и по занимаемому юридическому месту в государстве. Каждому сословию были присущи определённые юридические права и обязанности. Принадлежность к тому или иному сословию считалась наследственной. Так, например, в феодальной Франции существовало три сословия:
1) духовенство,
2) дворянство,
3) третье сословие (крестьяне, ремесленники и т. д.).
В старой, крепостнической России «благородным» сословием считалось дворянство. Дворяне были свободны от податей, не подлежали телесным наказаниям и могли быть судимы только особым, дворянским судом. Им одним принадлежало право владеть имениями с крепостными крестьянами. Привилегированным сословием было также духовенство, которое освобождалось от государственных повинностей и податей. Низшими, податными сословиями были мещане (главным образом мелкие городские ремесленники, торговцы) и крестьяне. «В рабском и феодальном обществе различие классов,— пишет Ленин,— фиксировалось и в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса. Поэтому классы рабского и феодального (а также и крепостного) общества были также и особыми сословиями. Напротив, в капиталистическом, буржуазном обществе юридически все граждане равноправны, сословные деления уничтожены (по крайней мере в принципе), и потому классы перестали быть сословиями.
Деление общества на классы обще и рабскому, и феодальному, и буржуазному обществам, но в первых двух существовали классы-сословия, а в последнем классы бессословные». Пережитки сословного деления сохранились и поныне в большинстве капиталистических стран. Особенно значительны они в тех странах, где не была проведена решительная ломка отживших феодальных отношений (например, в Японии и др.). В эпоху империализма наиболее реакционные круги буржуазии, прежде всего итальянские и германские фашисты, пытались восстановить сословное деление. Гитлеровские мракобесы мечтали об установлении общественного строя, во главе которого должен был находиться «класс господ» — новая аристократия, затем — средние классы, а в основании социальной пирамиды — огромная масса людей «без имени», миллионы «вечных слуг».
В своё время, когда буржуазия была ещё революционным классом, она боролась против сословных привилегий. Ныне реакционная буржуазия, чтобы удержать своё классовое господство, готова вернуть общество к средневековью, возродить самые дикие сословные предрассудки. В России сословные различия, сохранявшиеся и после Февральской буржуазной революции 1917 г., были полностью и окончательно сметены Великой Октябрьской социалистической революцией. Декретом ВЦИК и СНК от 23 (10) ноября 1917 г. сословия были отменены. Социалистическое государство установило подлинное равноправие для всех трудящихся.