Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Спекулятивная философия (лат. speculatio — созерцание) — идеалистическая философия, рассматривающая действительность с точки зрения априорных общих принципов, чистого умозрения, не прибегая к, опыту. Главным источником познания спекулятивная философия считает умозрение, «чистую силу ума». Спекулятивный философ полагает, что, создав произвольно, из головы те или иные принципы, он сможет навязать их объективной действительности и подчинить её развитие этим умозрительным принципам.
В новое время спекулятивная философия была представлена Декартом (см.), Лейбницем (см.), Гевелем (см.) и др. Подвергая критике спекулятивный способ мышления, Энгельс указывает, что исходный пункт марксистской философии прямо противоположен исходному пункту спекулятивной философии. «Принципы не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; 8Н принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа, не человечество сообразуется с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории».