Filslov.ru - Философия как предмет науки


Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека — произведение Ф. Энгельса, в котором он излагает марксистские взгляды на происхождение и развитие человека. Эта работа была написана в 1876 г. и представляет собой незаконченную рукопись. Впервые была опубликована на немецком языке в 1896 г. Дарвин (см.) доказал происхождение человека из мира животных и осветил этот вопрос со стороны биологической. Но полного и правильного решения проблемы не было, поскольку не была разработана социологическая сторона вопроса. Такое решение даёт Энгельс. Принимая положение передовой естественной науки о происхождении человека из животного мира, Энгельс сосредоточивает внимание на вопросе о социальных закономерностях, обусловивших возникновение человека.

Основным фактором в превращении обезьяны в человека был труд, трудовая деятельность — то, что присуще только человеку. «...Труд,— указывал Энгельс,—создал самого человека» (Маркс и Энгельс, Избр. произв., т. II, 70). Для перехода от обезьяны к человеку нужны были известные предпосылки. Решающими среди них были переход обезьяноподобных предков человека к прямой походке и освобождение передних конечностей. Но передние конечности их были способны лишь к самым простым операциям. В человеческие руки они превратились только в результате труда, который в течение тысячелетий совершенствовал их. Рука, таким образом, является не только органом труда, но и его продуктом. Развитие руки, вызванное трудом, оказывало воздействие на весь организм. Человеческая речь обязана своим возникновением труду. Именно в процессе труда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу.

Под влиянием труда и членораздельной речи происходило усиленное развитие мозга. Параллельно с ним шло развитие органов чувств. Развитие мозга и органов чувств, развитие сознания, способности к умозаключению и т. п. в свою очередь оказывали мощное обратное воздействие на развитие труда и языка (см.). Подтверждением мыслей Энгельса о роли языка в развитии человеческого мозга является учение Павлова (см.) о высшей нервной деятельности, о второй сигнальной системе (речи), надстраивающейся у человека над первой сигнальной системой.
С выделением человека из царства животных, с появлением «готового человека» возникает новый элемент, оказавший могучее воздействие на процесс развития человека,— стадо преобразуется в общество. «И в чем же опять мы находим характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян? В труде» . Труд начинается с изготовления орудий. Изготовление и употребление орудий имело исключительное значение для всего последующего развития человека.

Оно создало для человека возможность жить в самых разнообразных природных условиях. Животное способно только пользоваться природой. Человек же при помощи орудий заставляет природу служить своим целям. Он приспосабливается к природе путём изменения своих искусственных органов — орудий производства. Рост производительных сил и прежде всего орудий производства — вот что определяет развитие человека и общества. Энгельс кратко характеризует путь этого развития. Далее Энгельс показывает, что человек благодаря труду добивается господства над природой. «И это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду».

Работа Энгельса, излагающая марксистскую теорию происхождения человека, полностью опровергает все религиозные и идеалистические теории по этому важнейшему вопросу. Написанная очень просто и в то же время чрезвычайно глубоко, соединяющая в себе обширнейший фактический материал с глубокими теоретическими обобщениями, эта работа представляет собой одно из замечательных произведений классической марксистской литературы. «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» является одной из составных частей « Диалектики природы» (см.) Энгельса. Мысли Энгельса о языке и его значении для развития человеческого общества получили своё дальнейшее развитие в труде И. В. Сталина « Марксизм и вопросы языкознания» (см.).