Filslov.ru - Философия как предмет науки


Ровинэ Жан Батист Реле (1735—1820) — французский буржуазный философ. В начале 60-х годов XVIII в. эмигрировал в Голландию, где издал свой главный труд «О природе» (1761— 1768). В философии Робинэ был материалистом, хотя и непоследовательным. На него оказали влияние физика Декарта (см.) и физика Ньютона (см.), материалистический сенсуализм Локка (см.), философия Ламеттри (см.), Дидро (см..) и др.

На основе всех этих источников Робинэ разработал учение о природе, как о непрерывной лестнице материальных «зачатков», или элементов, наделённых способностью произвольного движения, жизнью и чувствительностью. Робинэ придерживался учения деистов о боге как творце и первопричине мира. Он противопоставлял бесконечность и вечность бога конечности мира в пространстве и времени. Но в отличие от метафизиков XVII в. он не только провозглашал сущность бога непознаваемой, но и подвергал официальные религиозные учения резкой критике.

Он доказывал их антропоморфический характер, т. е. приписывание ими богу признаков, качеств и совершенств человека. Рассматривая время, протяжённость, непроницаемость как существенные и объективные свойства материи, Робинэ приписывал ей способность самопроизвольного движения. Это движение обусловлено, полагал Робинэ, животной природой всей материи и всех её элементов, т. е. присущим материи свойством жизни. Робинэ — гилозоист, жизнь природы он представляет как «возможно наисовершенное единство, соединённое с возможно наибольшим разнообразием». Основу этого единства он. видит в заимствованном им у Лейбница (см.) законе непрерывности, в силу которого в природе будто бы нет скачков и вся она, от минералов и кристаллов вплоть до человека, представляет собой одну линию непрерывного количественного роста готовых качеств, содержащихся в органических «зачатках».

Несмотря на то, что Робинэ в вопросе об отношении души к телу делает уступку старым, дуалистическим теориям, в учении о связи духа с телом он выводит все функции мышления и воли из телесной организации, в частности из строения головного мозга, а самую связь духовной и телесной субстанций ставит в зависимость от строения тела. В теории познания Робинэ вслед за Локком развивал учение материалистического сенсуализма (см.). Вместе с тем в ряде положений Робину склонялся к утверждению непознаваемости не только бога, но и сущности вещей. Но Робинэ не был агностиком, так как положения эти не составляют существенной черты его взглядов. В своих представлениях об общества Робинэ отстаивал буржуазный просветительский взгляд на свободу, как на «гармонию» частнособственнических интересов и общественного блага.