Filslov.ru - Философия как предмет науки


Христианство — одна из наиболее распространённых религий. Христианство возникло в Римской империи в I—II вв. н.э. сначала как «религия рабов и вольноотпущенных, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов». Задавленные нуждой, бесправием и жестокой эксплуатацией, рабы восставали, но терпели поражения.

Не лучше было положение мелких земледельцев и городской бедноты. Бессильные изменить существовавшие общественные порядки, угнетённые и порабощенные массы теряли веру в свои силы и искали утешения в фантастических представлениях о боге-спасителе, который облегчит их положение, о загробной жизни, воздаянии и наказании после смерти. Создалась благоприятная социальная почва для возникновения и распространения новой религии, каковой и явилось христианство, обещавшее награду и кару «на том свете», наступление вечного блаженства, личное бессмертие. Обращение христианства ко всем без различия народам, отрицание старой обрядности всех прежних религий, разделявшей людей разной веры, а также упадок этих религий — всё это благоприятствовало распространению новой религии и сделало раннее христианство первой возможной мировой религией.

Христианство впитало в себя элементы существовавших тогда восточных религий (митраизм, иудаизм и др.), а также теорий эпигонов античной идеалистической философия (неоплатоники, гностики, стоики и др.). Условия, породившие христианство, способствовали широкому распространению веры в чудеса, в пророков, в пришествие небесных спасителей. В этих условиях зародилась и вера в мифического Христа, образ которого сложился не сразу. Прообразами Христа были умирающие и воскресающие боги других религий. Христианство не выступало против рабства. Обещая равенство после смерти, оно всегда оправдывает социальное неравенство на земле. Оно учит, что рабство есть «наказание за грехи», призывает рабов повиноваться господам, «как Христу», любить своих врагов. Проповедуя смирение, христианство, как и все другие религии, отвлекает эксплуатируемых от революционной классовой борьбы за своё освобождение. В древнехристианские общины постепенно стали входить и представители эксплуататорских классов, занявшие в общинах руководящие позиции. В борьбе различных течений в христианстве постепенно уже в середине II в. взяли верх наиболее умеренные из них, проповедовавшие примирение с действительностью. Начала складываться церковная организация во главе с епископами.

Учение о примирении с действительностью, с социальным неравенством, о загробном воздаянии, о божественном происхождении государственной власти делало религию выгодной для эксплуататорских классов. Уже в начале IV в. христианство становится официальной религией Римской империи. С падением рабовладельческого строя и развитием феодализма христианство стало религией феодального общества, а христианская церковь —«наиболее общим синтезом и санкцией существующего феодального строя». Христианское учение было приспособлено к тому, чтобы укреплять крепостнический строй. Церковь выступала как злейший враг прогресса и науки. В организационном отношении христианская церковь воспроизводила систему феодального господства и подчинения, феодальной иерархии, освящая её. В XI в. произошло разделение церкви на римско-католическую и греко-православную. Церковь в средние века была крупнейшим феодалом, располагала громадными богатствами и была большой политической силой.

Глава католической церкви— папа римский претендовал на мировое господство. Борьба различных классов общества против феодализма была направлена и против церкви и монастырей, а в странах Западной Европы — в первую очередь против ненавистного народам папства. В тех условиях критика феодализма и церкви часто принимала форму богословских ересей. Римско-католическая церковь вместе о феодалами боролась против освободительных движений. Созданная папством судебно-полицейская организация — инквизиция — жестоко преследовала малейшие проявления свободной мысли; десятки тысяч людей были сожжены на кострах. Опорой власти эксплуататоров, врагом и гонителем прогрессивной мысли была также я православная церковь (в России и в других странах), В период борьбы против феодального строя буржуазия выступала против католицизма, противопоставив ему реформированное, буржуазное христианство — протестантизм.

Однако заинтересованная в религии как орудии духовного порабощения народа, буржуазия скоро примирилась и с католицизмом. При капитализме все течения христианства, как и других религий, превратились в опору господства буржуазии, в орудие борьбы против рабочего класса, против социализма. Всемерно поддерживая исторически сложившиеся религии и их учреждения, буржуазия часто при помощи последних создавала новые, более утончённые формы воздействия на рабочий класс, чтобы помешать распространению идей научного социализма. Одной из таких форм стал так называемый христианский социализм, целью которого является отвлечение трудящихся от классовой борьбы под лживым лозунгом «классового мира» между капиталистами и рабочими.

В эпоху империализма различные религиозные, в частности христианские, организации используются буржуазией против социалистического рабочего движения. Ватикан поставил католическую церковь на службу империалистическим монополиям, и ныне ведёт борьбу против мира, демократии и социализма, пропагандирует средневековое мракобесие и выступает непримиримым врагом передовой науки. Такую же реакционную политику ведут и другие христианские церкви в США, Англии и других капиталистических странах.

Впервые строго научное объяснение социальных причин возникновения христианства и главнейших моментов в истории раннего христианства дал Энгельс в статьях «Бруно. Бауэр и раннее христианство», «К истории раннего христианства». Сущность религиозных ересей в средневековой Европе Энгельс разъяснил в своей работе «Крестьянская война в Германии». Реакционная роль христианства показана в трудах В. И. Ленина «Социализм и религия», «Об отношении рабочей партии к религии» и др.