Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Первичные и вторичные качества вещей. Некоторые материалисты домарксовского периода (например, Локк— см.) называли первичными качествами или свойствами вещей протяжённость, движению, форму, объём и т. д., а вторичными качествами — цвет, звук, запах, вкус и т. д. Они считали, что -первичные качества вещей объективны, независимы от восприятия человека, что они сохраняются при всяком изменении предмета, а вторичные качества субъективны — они якобы привносятся в предмет познающим субъектом посредством органов чувств.
Это неправильное положение Локка о субъективности так называемых вторичных качеств дало повод идеалисту Беркли (см.) считать субъективными и вторичные и первичные качества и, таким образом, вовсе отрицать объективное существование материальных вещей. Диалектический материализм отвергает идеалистическое деление качеств на первичные и вторичные, считая, что все качества вещей присущи самим вещам, что они объективны. Диалектический материализм утверждает, что правильность отражения человеческим сознанием объективных качеств вещей проверяется практикой, опытом.