Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Феномен — понятия, играющие большую роль в идеалистической философии Канта (см.). В философии Канта «ноумен»—«вещь в себе»; «феномен» — явление, принципиально отличное от «ноумена». Лишь «феномены» составляют, по Канту, предмет опыта. Они образуются в результате воздействия неизвестного нечто («вещей в себе») на человека.«Ноумены» же якобы находятся по ту сторону явлений и представляют собой непознаваемые сущности. Они принципиально непознаваемы.
В этом смысле понятие «ноумен» имеет у Канта ограничительный характер, указывает на границу нашего познания. Разрыв явлений и «вещей в себе» — один из коренных устоев кантовской идеалистической философии. Диалектический материализм отрицает принципиальную грань между явлениями и «вещами в себе», показывая, что в процессе познания «вещи в себе» становятся вещами для нас, т. е. непознанное становится познанным. (См. также Сущность и явление, «Вещь в себе» и «вещь для нас».)