Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Метафизика — ненаучный метод подхода к явлениям природы, как к отдельным, изолированным друг от друга и неизменным, т. е. метод, прямо противоположный диалектике, рассматривающей явления в их развитии, изменении и взаимной связи. Метафизический метод был исторически обусловленной ступенью в развитии человеческого познания. Разложение природы на её отдельные части, разделение различных явлений и предметов в природе на определённые классы было весьма важным условием тех огромных успехов, которых добилось естествознание в период XV — XVIII вв. Но этот способ изучения оставил навыки, в силу которых предметы и явления рассматривались вне их связи, вне развития и изменения. «Для метафизика вещи и их мысленные отображения, т. е. понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого.
Он мыслит сплошными не посредствованными противоположностями; речь его состоит из «да— да, нет — нот; что сверх того, то от лукавого». Метафизики видели в природе случайное скоплению предметов, явлений, независимых и изолированных друг от друга. Для метафизиков характерен взгляд на природу, как на состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости. Они считают процесс развития простым процессом роста, где количественные изменения не ведут к качественным. Метафизика отрицает внутреннюю противоречивость предметов; источником развития для неё является столкновение внешних противоположных сил. С созданием Марксом и Энгельсом диалектического материализма и развитием научного естествознания метафизическое миросозерцание потерпело полный крах.
Но за метафизику продолжали и продолжают цепляться всякого рода реакционеры, безнадёжно стремящиеся отстоять старое, повернуть назад колесо истории. Метафизический метод служит теоретическим орудием защиты умирающего капитализма и борьбы против революционного движения масс, против социализма. Поэтому закоренелыми метафизиками являются как откровенные буржуазные идеологи, так и реформистские прислужники капитализма. Буржуазные теоретики не устают «доказывать» «естественность» капитализма, «вечность» современного состояния капиталистического общества, раздираемого непримиримыми противоречиями.
Победа социализма в СССР, развитие стран народной демократии по пути к социализму как нельзя ярче свидетельствуют о приближении окончательной гибели капиталистического строя. Пользуясь метафизическим методом, лидеры правых социалистов стремятся затушевать вопиющие противоречия капиталистического строя, доказать, что переход от капитализма к социализму (который они признают на словах, для обмана масс) должен произойти без скачков, без пролетарской революции, путём «мирного врастания капитализма в социализм». Метафизический метод, полностью опровергнутый марксистской диалектикой, является теорией реакционных сил современного общества.
В старой, домарксовской философии под метафизикой понимали ту часть философии, которая трактовала вопросы, выходящие за пределы опыта (о боге, душе, свободе воли и т. д.). Термин метафизика означает после (meta) физики и проистекает из того, что в сочинениях Аристотеля (см.) учение о философии помещалось систематизаторами его сочинений после учения о физике.