Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Лассаль Фердинанд (1825—1864) — оппортунистический деятель германского рабочего движения, поддерживавший политику Бисмарка, с которым был в тайном союзе. Лассаль отвергал революционную борьбу рабочих против капитализма. По его утверждениям, рабочему классу достаточно завоевать всеобщее избирательное право, чтобы преодолеть господство капитала. Объявив прусскую монархию надклассовым государством, Лассаль выдвинул программу создания для рабочих «производительных товариществ», получающих субсидию от прусского правительства.
Этот полицейский «социализм» Лассаль выдавал за социалистическое мероприятие. Неудивительно поэтому, что лассальянство стало идейным источником для всех оппортунистов и ревизионистов в их борьбе против революционной теории и практики пролетариата. Современные лидеры правых социалистов ссылаются на Лассаля для обоснования своих гнусных утверждений о внеклассовом характере долларовой «демократии», о «мир» иом врастании капитализма в социализм» с помощью американских банкиров и промышленников, о «классовом мире» между пролетариатом и буржуазией. Реакционные лидеры американских жёлтых профсоюзов (Рейтер и др.) открыто заявляли, что они опираются в своей предательской деятельности срыва забастовочного движения в США на «принципы» Лассаля.
Выступая по вопросам философии, Лассаль объявлял себя сторонником Гегеля (см.), у которого он в первую очередь взял идею саморазвития «абсолютного духа», главным воплощением которого является якобы государство. История человеческого общества, по Лассалю,— непрестанный прогресс разума. Лассаль говорил не о борьбе противоположностей, а об их примирении. При помощи гегелевской идеалистической диалектики Лассаль обосновывал свою реакционную идею примирения германского пролетариата с юнкерски-буржуазным режимом. Классики марксизма подвергли лассальянство беспощадной критике. В « Критике Готской программы» (см.) Маркс полностью вскрыл вред теоретических и политических установок лассальянства. В письме Энгельсу от 1 февраля 1858 г. Маркс разоблачает книгу Лассаля о Гераклите: «Гераклит Темный» Лассаля Ясного в сущности ученическая стряпня.
Впрочем, несмотря на хвастовство Лассаля, что до сих пор Гераклит был книгою за семью печатями, он по существу не прибавил абсолютно ничего нового к тому, что говорит Гегель в «Истории философии»» (Маркс и Энгельс, Избр. письма, 95—96). Критику философских взглядов Лассаля дал Ленин в « Философских тетрадях» (см.), в конспекте книги Лассаля «Философия Гераклита Тёмного из Эфеса». Ленин показал неспособность Лассаля итти дальше плоского, эпигонского изложения гегелевской философии, дальше пережёвывания гегельявщины. Ленин характеризует Лассаля как гегельянца старого типа, как воинствующего идеалиста и врага передовой науки.