Filslov.ru - Философия как предмет науки


Исторический подход—изучение предметов, событий, явлений в их возникновении й развитии в связи с конкретными историческими условиями, породившими их. Марксистский диалектический метод рассматривает все явления, события и предметы в их внутренней связи, в их взаимодействии. В мире нет изолированных явлений, каждое явление связано с другим. Поэтому понять какое-либо явление можно лишь при условии исторического подхода к нему, при анализе той конкретной исторической обстановки, с которой его явление связано.

Марксистскому принципу историзма в корне чужда подмена конкретного изучения истории абстрактными, безжизненными схемами. Марксистский метод отвергает всякое искажение действительности, тенденциозное освещение фактов прошлого вне и независимо от тех конкретно-исторических условий, при которых они имели место. Разоблачая антимарксистскую суть так называемой «школы» Покровского, ЦК ВКП(б) в своём постановлении от 14 ноября 1938 г. «О постановке партийной пропаганды , в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)»» отмечал: «В исторической науке до последнего времени антимарксистские извращения и вульгаризаторство были связаны с так называемой «школой» Покровского, которая толковала исторические факты извращённо, вопреки историческому материализму освещала их с точки зрения сегодняшнего дня, а не с точки зрения тех условий, в обстановке которых протекали исторические события, и, тем самым, искажала действительную историю». Образцом последовательного применения марксистско-ленинского положения об историческом подходе к явлениям служат все труды великих вождей пролетариата — Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.

Буржуазная социология анти исторична, метафизична в самой своей основе. В лице неокантианской и других школ буржуазная социология выступает с прямым отрицанием принципа историзма, отвергает объективную закономерность в развитии человеческого общества. Враждебное отношение к историзму со стороны буржуазной социологии вызывается страхом перед исторической правдой, перед объективным изучением прошлого и настоящего, ибо такое изучение неоспоримо доказывает исторически преходящий характер капиталистического общества, неизбежность его гибели. (См. также Догма, догматизм; Всеобщая связь явлений, взаимодействие.)