Filslov.ru - Философия как предмет науки


Дедукция и индукция. Индукция (лат. — наведение) — способ рассуждения от частного к общему, от фактов к обобщениям. Дедукция (лат. — выведение) — способ рассуждения от общего к частному, от общих положений к частным выводам. Философы-эмпирики (Ф. Бэкон—см. и др.) придавали исключительное значение индукции, подчиняя ей дедукцию. Философы-рационалисты ( Декарт — см., Спиноза — см., Лейбниц — см.), наоборот, на первое место ставили дедукцию.

В метафизическом представлении индукция и дедукция как способы исследования взаимно противоположны и исключают друг друга. Материалистическая диалектика считает индукцию и дедукцию лишь особыми, но не самостоятельными видами исследования, не изолированными друг от друга. Одно невозможно без другого. Всякая научная дедукция является результатом предварительного индуктивного изучения материала и основывается иа этом изучении. Образование самого простейшего понятия может явиться лишь в результате движения познания от исследования фактов к обобщениям.

В противном случае обобщение повисает в воздухе, перестаёт быть научным. Великий русский физиолог Павлов (см.) называл факты воздухом для учёного. Подлинное изучение природы началось тогда, когда естествознание прочно встало на путь опытного, опирающегося на исследование фактов познания. В свою очередь индукция является подлинно научной только тогда, когда изучение отдельных частных явлений основывается на знании общих законов развития. Энгельс в « Диалектике природы» (см.) даёт сокрушительную критику «индуктивистов», считающих одну индукцию «непогрешимым методом». Чисто эмпирическое накопление фактов без их теоретического обобщения неспособно дать научное знание. Дедукция на основании изучения фактов позволяет вскрыть их сущность, закон их развития.

И. П. Павлов, придававший огромное значение фактам, вместе с тем указывал, что всегда требуется известное общее представление о предмете, для того чтобы было на что «цеплять факты», чтобы было с чем двигаться вперёд. Факты, не освещенные теорией, остаются слепыми. Так, например, до Менделеева (см.) постепенно накапливались знания об отдельных химических элементах, но эти знания не раскрывали ещё действительной связи и взаимоотношения химических элементов.

Опираясь на накопленные индуктивным путём факты, Менделеев создал свою знаменитую периодическую систему, которая открыла внутреннюю закономерную связь химических элементов. В свете теории Менделеева, его научных дедукций стало возможным ещё более глубокое понимание и объяснение фактов. Менделеев предсказал с помощью своей периодической системы существование не известных ещё элементов и подробно их описал. Эти элементы действительно вскоре были открыты. Никакая индукция сама по себе неспособна на такие научные прогнозы. Подлинно научный, диалектический метод опирается как на индукцию, так и на дедукцию, ибо они связаны между собой и дополняют друг друга. Индукция и дедукция связаны между собой так же, как анализ и синтез (см.).

Марков «Капитале» (см.), исследуя колоссальнейший фактический материал и обобщая весь ход развития капитализма, пользовался одновременно и индукцией и дедукцией. Сила марксистско-ленинского учения состоит в том, что каждое его положение выведено из всестороннего и глубокого анализа массы реальных фактов и явлений. Его теоретические положения и идеи, открытые им законы развития освещают ярким светом самые запутанные факты, сложнейшие явления и события общественной жизни, помогая в них ориентироваться, позволяя не только познавать прошлое и настоящее, но и строго научно предвидеть ход развития в будущем.