Filslov.ru - Философия как предмет науки


Бэкон Френсис

Бэкон Френсис(1561— 1626) — английский философ, родоначальник «английского материализма и вообще опытных Наук новейшего времени». Бэкон Выступил с резкой критикой средневековой философии, считая, что схоластика и богословие мешают прогрессу науки. Борясь за научное познание, он говорил, что «истинная философия» должна иметь «практический» характер, т. е. должна строиться на основе анализа явлений природы и следовать в своих выводах данным опыта.

Бэкон разработал эмпирический метод в философии. Источником всякого знания, по Бэкону, являются чувства, предметом исследования — природа, материя. По Бэкону, отмечал Маркс, «чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Философский словарь. Наука есть опытная наука и состоит в применении рациональною метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперименты суть главные условия рационального метода». Человек может познать природу и подчинить её себе, лишь «повинуясь ей», т. е. следуя её законам. Природа находится в состоянии движения, которое, по Бэкону, есть внутреннее «прирождённое» свойство материи. Бэкон признавал качественное многообразие движения материи, не сводя его к механическому перемещению тел в пространстве. Однако в силу исторических условий и уровня науки того времени Бэкон не смог правильно решить вопрос о формах движения материи; его философия в целом носит механистический характер. Его классификация видов движения, которых он насчитывал 19, искусственна и ненаучна.

Бэкон впервые в науке наиболее полно разработал индуктивный метод познания. Он утверждал, что в процессе познания нужно исходить из причинной связи, из анализа отдельных вещей, явлений, что всякая достоверная истина должна опираться на возможно большее количество фактов; сопоставляя их, человек получает возможность восходить от единичного, отдельного к общему, к выводам. Бэкон не отрицал необходимости абстрактного мышления в познании, но не понимал истинной роли этой стороны процесса познания, недооценивал роли дедукции. Его метод познания является метафизическим.

Основной труд Бэкона «Новый Органон», названный так в отличие от аристотелевского «Органона», содержит подробную критику схоластических воззрений, разбор ложных понятий и идей, которые мешают развитию научного знания. Эти ложные, призрачные идеи, предрассудки разделяются Бэконом на четыре группы «призраков» (идолов): «Рода», «Пещеры», «Рынка» и «Театра». «Призраки Рода» имеют своим источником природу человеческого ума, так как «ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде». «Призраки Пещеры» зависят от особенностей каждого отдельного человека, его воспитания, вкусов, привычек, общественной среды. «Призраки Рынка» возникли благодаря тому, что люди, объединённые речью, пользуются словами, установленными сообразно пониманию толпы. «Призраки Театра» имеют своим источником различные ложные философские системы, прежде всего идеалистические.

Бэкон не был последовательным материалистом. Его учение ещё полно, по выражению Маркса, «теологической непоследовательности». Наряду с вечностью материи Бэкон признавал и существование бога. Он доказывал двойственность истины: область откровения, веры, принадлежит теологии, область причинности науке. Соответственно этому и в человеке он видит две души: разумную, рациональную, и чувственную, иррациональную.
Первая порождена богом, вторая — материальна, телесна. Таким образом, материализм у него сочетается с теологией, религией; правда, последняя не играет в его взглядах главной роли. Идеалистической является его классификация наук, в основу которой Бэкон положил раз--личные «способности души» (намять, воображение, рассудок).

Во взглядах на общество Бэкон стоит на идеалистических позициях. Его социально-политические взгляды отражают интересы крупной английской буржуазии и обуржуазившегося дворянства. Бэкон активно поддерживал экспансию Великобритании, идею её мирового владычества, захвата Индии. Наилучшим государственным устройством он считал абсолютную монархию. Народ, по его воззрению, выступает как источник смуты. Несмотря на то, что в философии Бэкона много противоречий и непоследовательности, несмотря на стремление сочетать науку и религию, его философские взгляды сыграли большую роль в развитии домарксистской философии, оказав серьёзное влияние на последующих философов-материалистов: Гоббса (см.), Локка (см.), французских материалистов XVIII в. Важнейшие произведения Бэкона: «Новый Органон» (1620), «О принципах и началах».