Filslov.ru - Философия как предмет науки


Бергсон  АнриБергсон Анри (1859—1941)— реакционный французский философ-идеалист, мистик, - злейший враг социализма, демократии и научного материалистического миропонимания, один из самых влиятельных философов империалистической буржуазии. Идеализм Бергсона — яркое выражение характерного для буржуазной философии эпохи империализма поворота к иррационализму — прямому отказу от логического, рационального познания и открытому разрыву с наукой. В центре философии Бергсона — стремление очернить, дискредитировать научное незнание, законы науки и разумное, логическое мышление.

Он всячески старается доказать, будто истина недоступна научному пониманию и что логическое мышление не помогает постигать действительность. Наука якобы имеет значение лишь в практике, но она неспособна познать истину. Рациональному, логическому познанию Бергсон противопоставляет мистическую способность интуиции, непосредственного, интуитивного «узрения». Бергсоновская интуиция широко открывает двери поповщине и мракобесию. Против научного, материалистического понимания природы Бергсон выдвигает свою спиритуалистическую метафизику с её понятием «длительности». Нематериальную, «чистую длительность» Бергсон объявляет первоосновой всего сущего. Материю, время, движение он считает лишь различными формами проявления «длительности».

По сути дела, бергсоновская «длительность» — лишь новое словечко для обозначения старого понятия «дух» — основы всякого идеализма и Мистицизма. В понимании жизни Бергсон придерживается враждебного биологической науке витализма (см.), заменяя естественно-научное понимание органического развития мистической концепцией «творческой эволюции», в основе которой лежит «жизненный порыв». Эта антинаучная концепция непосредственно приводит Бергсона к религиозному выводу о творце, как о движущей силе вселенной. Великий русский учёный К. А. Тимирязев (см.) называл Бергсона «метафизиком чистейшей воды», мечтавшим попятиться назад «на триста лет от опыта к интуиции, от физиологии к витализму».

Реакционная, профашистская социология Бергсона оправдывает эксплуатацию и военную агрессию. Классовое господство и подчинение она признаёт «естественным» состоянием общества, а демократию, основанную на принципах свободы и равенства,— «противоестественным». Войны она объявляет неизбежным «законом природы».: Философию Бергсона широко используют современные реакционные идеологи империализма и религиозные мракобесы. На ней основывается католическая философия «модернизма». На неё опирались главари итальянского фашизма.