Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Tabula rasa (лат., дословно: чистая доска) — термин английского философа Локка (см.), которым он характеризовал первоначальное состояние сознания человека, души ребёнка. Локк, борясь против Декарта (см.) и Лейбница (см.), утверждал, что человек не имеет никаких врождённых идей или принципов. Все свои идеи, понятия человек приобретает из жизни, из опыта. Первоначальное состояние сознания человека Локк поэтому сравнивал с tabula rasa, с чистой доской, на которую предметы внешнего мира наносят свои знаки, образы, имена путём воздействия на органы чувств человека.
Такой взгляд на процесс человеческого познания в своей основе есть материалистический взгляд. Однако это был метафизический, созерцательный материализм, понимавший познание как чисто пассивный акт восприятия человеком внешних впечатлений. В действительности познание развивается в процессе активного воздействия человека на природу и вне практической деятельности немыслимо (см. Познание).