Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Труд.— «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Действуя на внешнюю природу, человек изменяет как её, так и самого себя. Изменяя природу, человек осуществляет свою сознательную цель, приспособляет предметы природы к своим потребностям. Процесс труда включает в себя три обязательных момента
1) целесообразную деятельность человека, или труд,
2) предмет труда и
3) орудия производства, которыми человек действует на предмет труда.
Труд — первое и основное условие человеческого существования. Он не только доставляет человеку необходимые ему средства существования; труд создал самого человека. Благодаря труду человек выделился из животного мира. Одно из существенных отличий человека от животного состоит в том, что животное пользуется готовыми продуктами природы, человек же благодаря труду заставляет природу служить своим целям, изменяет её, подчиняет своим нуждам.
В разных общественно-экономических формациях труд выступает в различных формах, являющихся показателем общественных отношений той или иной эпохи. При первобытно-общинном строе существует общий, коллективный труд и общая собственность на средства производства, так же как и на результаты труда. Здесь нет эксплуатации чужого труда. Однако человек в этом обществе в силу слабого развития производительных сил в сильной степени находится под властью слепых естественных законов природы. В отличие от первобытно-общинного строя во всех последующих классовых антагонистических общественно-экономических формациях труд человека подвергается жестокой эксплуатации: труд раба — при рабовладельческом строе, крепостного —при феодализме, рабочего — в капиталистическом обществе.
Своего кульминационного пункта эксплуатация труда достигает при капитализме. Разделение труда получает в буржуазном обществе уродливую форму, прикрепляя рабочего к производству какой-либо одной несложной операции, превращая его в частичного рабочего, а с появлением машинного производства — в придаток машины. Труд при капитализме уродует и калечит человека духовно и физически. Если дисциплина труда при феодализме держится на дисциплине палки, то при капитализме она зиждется на дисциплине голода наёмных рабов. Вместо первой потребности жизни труд при капитализме является проклятием для рабочего, высасывает из него кровь. Только пролетарская, социалистическая революция освобождает рабочего от эксплуатации. Только при социализме и особенно при коммунизме труд получает своё истинное назначение — служить не только источником существования, но также источником творческого вдохновения и наслаждения.
В СССР новые, социалистические, производственные отношения вызвали совершенно новое отношение к труду. Он превратился в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства. Социализм строится на сознательном труде миллионов строителей социалистического общества. Социализм и труд неотделимы друг от друга. Осуществив более высокий тип общественной организации труда по сравнению с капитализмом, советский народ под руководством Коммунистической партии совершил исторический переход к новой, свободной, сознательной трудовой дисциплине.
В основе этой сознательной дисциплины лежит освобождённый от всякой эксплуатации человеческий труд: каждый работник трудится на себя, на социалистическое общество, а не на капиталиста и помещика. «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест»». Социализм исходит из принципа «от каждого — по его способности, каждому — по его труду». Это означает, что труд при социализме является высшим критерием оценки работы каждого члена социалистического общества, каждый получает количество предметов потребления в соответствии с количеством и качеством затраченного им труда. Контроль социалистического общества над мерой труда и мерой потребления означает, что доля трудящегося в общественном продукте зависит от его участия в общественном труде, от количества и качества затрачиваемого им труда.
Для осуществления перехода от социализма к коммунизму труд должен стать настолько высоко-I производительным, чтобы можно было создать изобилие предметов потребления в обществе. Тогда общество сможет отменять старое мерило оценки работы по количеству и качеству труда и написать на своём знамени: «от каждого — по его способностям, каждому — по его потребностям». В коммунистическом обществе количество затраченного труда на производство продуктов будет измеряться не через посредство стоимости и её форм, а непосредственно — количеством времени (часов), израсходованным на их производство. «Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества... труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма».
При коммунизме труд станет первой жизненной потребностью людей и из тяжелого бремени превратится в наслаждение. Среди условий, необходимых для перехода от социализма к коммунизму, огромное значение имеет такой культурный рост общества, который обеспечит всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к какой-нибудь одной профессии. Для того, чтобы добиться этого, нужно будет произвести серьёзные изменения в нынешнем положении труда. Необходимо будет по мере создания объективных материальных предпосылок сократить рабочий день до в, а затем и до 5 часов, ввести общеобязательное политехническое обучение, коренным образом улучшить жилищные условия, значительно поднять реальную зарплату рабочих и служащих и т. д.