Filslov.ru - Философия как предмет науки


Станкевич Николай Владимирович (1813—1840) — русский философ-идеалист, игравший видную роль в московском философском кружке 30-х годов, так называемом «кружке Станкевича» (Станкевич, Белинский—см., Аксаков, Боткин, Бакунин —см.). Кроме студенческой исторической работы, трагедии, написанной Станкевичем в юношеские годы, кроме стихотворений и переводов, после него остались фрагменты философских работ «Моя метафизика» и «Об отношении философии к искусству».

Главным материалом, характеризующим общественно-политические и философские взгляды Станкевича, является его «Переписка», впервые опубликованная в 1857 г. По своим общественно-политическим воззрениям Станкевич являлся дворянским просветителем. Он осуждал крепостное право и отрицательно относился к реакционной официальной идеологии. Станкевич рассчитывал на мирное, постепенное уничтожение крепостничества . Умеренно-просветительская политическая позиция Станкевича определяла и характер его философских взглядов. Выдвигая на первый план задачи просвещения, «воспитания человечества», он видел в философии средство совершенствования людей в «нравственном» и «умственном» отношении.

По споим философским воззрениям Станкевич —«объективный» идеалист. Идеалистическое мировоззрение его имело религиозный характер. Станкевич высказывал мысли о взаимосвязи явлений в мире и о развитии. Однако диалектика Станкевича была идеалистической. Он говорил о гармонии, господствующей, по его мнению, в мире. В отличие от немецких идеалистов Станкевич придавал большое значение опытному знанию. В конце жизни он высказывал мысли о необходимости теснее связать философию с жизнью. Наука, писал он, «должна перейти в дело, исчезнуть в нём».

Этическая теория Станкевича построена на принципе «любви» и на отрицании эгоизма. В соответствии со своими философско-этическими принципами решал Станкевич и проблемы эстетики. Задача искусства, по его мнению, сводится к содействию нравственному совершенствованию человека, воспитанию чувства любви. Искусство для Станкевича тесно связано с религией.
В условиях жесточайшей реакции, наступившей после восстания декабристов (см.), даже умеренное просветительство, даже идеалистическая, далёкая от революционности этика Станкевича имели прогрессивное значение, противопоставляли его лагерю рсанциоперов-крепостников.