Filslov.ru - Философия как предмет науки


Cельская община — форма хозяйственного объединения, возникшая на последней стадии развития первобытно-общинного строя (см.). Рост экономического неравенства, развитие частной собственности на средства производства разрушают старую, патриархальную семью и хозяйство семейной общины (см. Патриархат). Внутри большой патриархальной семьи стали выдвигаться отдельные семейные ячейки, превращавшие орудия труда и скот в свою частную собственность и самостоятельно, индивидуально ведущие своё хозяйство. Индивидуальное производство, основанное на частной собственности, становится господствующей формой производства.

Тем не менее пережитки первобытно-общинного строя в течение длительного периода продолжают существовать и виде сельской общины. Она продолжала существовать в том или ином виде как пережиток прошлого и в более поздние эпохи: в условиях рабовладельческого общества, феодализма и даже капитализма. В отличие от более ранних первобытных общин сельская община покоится не на кровном родство.

Маркс указывал, что ««сельская община» становится первой социальной группировкой свободных людей, не связанных кровными узами». В сельской общине орудия производства, двор, дом находятся и частной собственности отдельных семей. Хозяйство ведётся не коллективно, общиной, а индивидуально. Однако вся земля, в том числе и пахотная, является неотчуждаемой и составляет общую собственность сельской общины. При этом происходят периодические переделы земельных участков между членами сельской общины. Таким образом, сельская община по природе своей имеет двойственный характер. Она сочетает два начала:

1) частную собственность на все средства производства (кроме земли) и индивидуальное производство, индивидуальное присвоение и

2) коллективное владение пахотной землёй (регулярно разделяемой для индивидуального, частного пользования), лугами, лесами, выгонами для скота.

Сельская община как последняя стадия первобытно-общинного способа производства имела место у всех народов. В Германия она носила название «марка». Анализу исторической роли общины-марки посвящена работа Энгельса «Марка». Характеризуя сельскую общину, Маркс писал: «Один из типов, который принято называть сельской общиной, и являет собою русская община. Ее эквивалентом на Западе является германская община, возникновение которой восходит ко временам недавним... В эпоху Юлия Цезаря уже производился ежегодный передел пахотной земли между группами, между родами и племенами, но еще не между индивидуальными семьями общины; вероятно, и хозяйство велось группами, сообща. На самой германской почве эта община более древнего типа преобразовалась путем естественного развития в сельскую общину в том виде, в каком она описана Тацитом... «Сельскую общину» встречают также в Азии, у афганцев и др., но она повсюду представляет собою наиболее новый тип общины и, так сказать, последнее слово древнего образования обществ».

В источниках русской истории говорится об «огневищах» и «печищах», т. е. об общинах, совместно ведущих хозяйство, живущих у одного очага и сообща владеющих землёй, всеми средствами производства. Речь здесь идёт о большой патриархальной семье, о домашних и семейных общинах. С XVI—XVII вв. семейная община находится в переходном состоянии: идёт процесс образования индивидуальных семей посредством раздела и выделов. После образования Московского государства великие князья, феодалы стали раздавать своим дружинникам и приближённым землю. Таким образом создавался помещичий строй. В конце XVI в. крестьяне были полностью прикреплены к земле. Сельская община оставалась пережитком старых общественных отношений,— господствующее положение занимало феодально-крепостническое землевладение.

Во второй половине XIX в. под влиянием развития капиталистических отношений в деревне сельская община начала разлагаться, выделяя из своей среды, с одной стороны, небольшие группы богатых крестьян, с другой — огромную массу обедневшего и пролетаризирующегося крестьянства. В общину начали проникать отношения эксплуатации. Переделы земли, которые раньте совершались периодически, производятся всё реже и реже, а затем совершенно прекращаются. Таким образом, общинное землевладение исчезает, полностью побеждает частная собственность.