Filslov.ru - Философия как предмет науки


Самодвижение. — Диалектический материализм рассматривает природу не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как состояние непрерывного движения и изменения. Причина этого движения, изменения находится не вне, а внутри самой природы. В природе и в обществе движение, развитие совершается в силу присущих предметам и явлениям внутренних противоречий, в порядке самодвижения.

Идеалисты утверждают, что причина движения не в природе, а вне её в боге. Философ-дуалист Декарт (см.) считал, что запас движения, имеющийся в природе, вложен в неё богом при сотворении им мира; Ньютон (см.) считал, что планеты солнечной системы получили первый толчок к движению от бога. Механистический материализм также отрицает самодвижение, признавая источником движения лишь столкновение внешних противоположных сил. Последовательное развитие этого взгляда неизбежно приводит к идее первоначального божественного толчка.

Положение диалектики о самодвижении основано на данных науки о природе и обществе. Источником самодвижения в природе и обществе диалектика считает борьбу противоположностей (см.). Имело в признании борьбы противоположностей как источника самодвижения в природе, т. е. такого движения, которое не нуждается в какой-либо внешней, сверхъестественной силе, Ленин видел коренное отличие диалектической концепции развития от метафизической. Развитие, указывает Ленин, есть борьба противоположностей. В истории философии существовали две основные концепции развития: развитие как уменьшение или увеличение, как повторение, и развитие как борьба противоположностей. «При первой концепции движения остается в тени сам сдвижение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника сам Сдвижения. Первая концепция мертва, бедна, суха.

Вторая— жизненна. Только вторая дает ключ к „самодвижению" всего сущего только она дает ключ к скачкам, к перерыву постепенности к превращению в противоположность, к уничтожению старого и возникновению нового». Развитие науки полностью опровергло старые, идеалистические и метафизические, представления о каких-то чуждых материи «силах», являющихся источником её движения. Современная физика, биология и другие науки рассматривают движение как неотъемлемое свойство неорганической и органической материи, как способ её существования. Например, радиоактивный распад элементов, превращение одних химических элементов в другие и т. п. происходят как самодвижение, т. е. в силу внутриатомных процессов, и вне этих процессов не могут быть поняты.

Примером самодвижения в области общественных отношений может служить переход родового общинного строя к строю, основанному на классовом делении. Переход этот произошёл не в силу каких-либо внешних причин, а благодаря внутренним процессам, протекавшим в рамках первобытно-общинного строя (общественное разделение труда, возникновение частной собственности и обмена и т. д.). Первобытнообщинный строй, разложившись, уступил место классовому обществу. Точно так же и капиталистический способ производства не по каким-либо внешним причинам, а в силу свойственных ему экономических законов развития подготовляет свою гибель и материальные предпосылки для перехода к социализму.

Однако было бы ошибочным понимать самодвижение в развитии общества как автоматическое развитие вне активной деятельности людей, народных масс, партий и т. д. Развитие капитализма создаёт лишь объективные предпосылки для смены его социализмом. Чтобы это совершилось, необходимо уничтожить капитализм. Пролетарская революция осуществляет эту задачу и создаёт условия для строительства социалистического общества. Кроме того, марксистская диалектика не отрицает и роли внешних противоречий в развитии явлений. Выдвигая в 1 качестве решающей силы развития борьбу внутренних противоречий, она требует и при исследовании процессов и явлений учитывать всю совокупность противоречий, стимулирующих их развитие.