Filslov.ru - Философия как предмет науки


Геккель Эрнст (1834—1919)— крупнейший немецкий естествоиспытатель, один из видных представителей дарвинизма; своими исследованиями («Антропогения, или история развития человека», «Общая морфология организмов» и др.) развил и конкретизировал эволюционное учение Дарвина (см.). В своих произведениях, в особенности в знаменитой книге «Мировые загадки», Геккель подверг беспощадной критике идеализм и поповщину и пытался дать стройную материалистическую систему, основанную на новейших достижениях науки. Правда, его борьба против религии не была последовательной, но в условиях кризиса естествознания, когда многие буржуазные естествоиспытатели скатились к идеализму и религии, Геккель был в числе тех прогрессивных людей науки, которые с упорством отстаивали естественно-исторический материализм, боролись против махизма, ' неокантианства и прочих реакционных идеалистических и агностических философских течений в естествознании.

Однако Геккель не сумел подняться до диалектического материализма, с позиций которого только и можно было теоретически преодолеть идеализм и поповщину в естествознании. Для пропаганды атеизма Геккель в 1906 г. основал «Союз монистов». Смелая и открытая борьба Геккеля за передовую науку, за материалистическое мировоззрение восстановила против него реакционные буржуазно-клерикальные слои не только в самой Германии, но и далеко за её пределами. Геккель подвергался травле и гонениям. «Буря, которую вызвали во всех цивилизованных странах «Мировые загадки» Э. Геккеля,— писал Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме», — замечательно рельефно обнаружила партийность философии в современном обществе, с одной стороны, и настоящее общественное значение борьбы материализма с идеализмом и агностицизмом, с другой».

Геккель выражал неоформленные материалистические тенденции подавляющего большинства естествоиспытателей конца XIX и начала XX в., их стихийный естественно-исторический материализм. Вместе с тем Геккель, как и многие буржуазные естествоиспытатели, выступавшие в защиту материалистических идей, не имел смелости назвать себя материалистом, отдавая дань времени, считаясь «с господствующим филистерским предрассудком против материализма». Взглядам Геккеля на материю присущ гилозоизм, признание всеобщей одушевленности материи. Как и все буржуазные материалисты, Геккель остался идеалистом в области понимания общественной жизни. Он переносил дарвиновские законы борьбы за существование на общество, выступал как социал дарвинист и пропагандист реакционных идей расизма.