Filslov.ru - Философия как предмет науки


Видимость (кажимость) — проявление сущности предметов, явлений в их признаках, непосредственно доступных чувственному восприятию. Диалектический материализм учит, что в познании нужно идти от видимости к сущности, вскрывать сущность кажущегося в явлениях.

В противоположность ходячему в буржуазной философии представлению, отрывающему видимость от сущности и отрицающему объективность видимости, Ленин определяет видимость как одно из проявлений сущности, один из её моментов. Необходимо видеть различие между сущностью и видимостью нельзя отождествлять кажущееся нам в явлениях с внутренней сущностью их, с законами их движения; сила науки в том и состоит, что она за внешним, видимым вскрывает сущность, законы вещей, которые недоступны простому наблюдению. Но это различие имеет свои границы, оно не абсолютно, потому что сущность вещи проявляет себя через то, чем она кажется. «Кажущееся есть сущность в одном ее определении, в одной из ее сторон, в одном из ее моментов. Сущность кажется тем -то... Кажимость (кажущееся) есть отражение сущности в себе (ней) самой». Ленин подвергает резкой критике юмистский скептицизм и кантианский идеализм, которые отрицают за «непосредственно данным» всякую объективную значимость, придают кажимости, видимости, иллюзорный характер.

Отрыв видимого, внешнего от сущности, внутреннего необходим идеалистам для того, чтобы обосновать антинаучное положение о непознаваемости объективно существующих вещей, о том, что человек принципиально неспособен проникнуть в сущность вещей. Приводя в качестве примера движение реки, Ленин разъясняет отличие кажимости от сущности и вскрывает связь, существующую между ними: «...несущественное, кажущееся, поверхностное чаще исчезает, не так «плотно» держится, не так «крепко сидит», как «сущность». Примерно: движение реки — пена сверху и глубокие течения внизу. Но и пена есть выражение сущности». Таким образом, марксизм выступает как против превращения видимости в иллюзию, так и против отождествления её с сущностью.