Рекомендуем
Популярные статьи
Навигация по сайту
- Главная
- А - Абеляр Пьер
- Б - Базис и надстройка
- В - Вейсманизм - морганизм
- Г - Галилей Галилео
- Д - Даламбер Жан Лерон
- Е - Евгеника
- Ж - Жданов Андрей
- З - Закон
- И - Ибн Рошд Мухаммед
- К - Кабанис Пьер Жан Жорж
- Л - Лавров Петр Лаврович
- М - Мавли Габриэль Вонно
- Н - Наивный реализм
- О - Об основах ленинизма
- П - Павлов Иван Петрович
- Р - Рабовладельческий строй
- С - Самодвижение
- Т - Творческий марксизм
- У - Умов Николай Алексеевич
- Ф - Фабианский социализм
- Х - Холизм
- Ч - Чаадаев Петр Яковлевич
- Ш - Шаг вперед и два назад
- Э - Эволюция и революция
- Ю - Юм Давид
- Я - Язык
Рекомендуем
Вико Джамбаттиста (1668— 1744) — итальянский буржуазный социолог. Вико пытался объяснить историю человеческого общества, рассматривая её как закономерный процесс. Он отвергал господствовавшее в его время представление об исторической науке, как о простом описании царствований, сражений и деятельности героев. В области философии Вико не был последователен. Под влиянием материалистической философии Вико утверждает, что «порядок идей должен следовать за порядком вещей». В то же время он признаёт существование бога; по мнению Вико, бог сообщает истории её законы. Но этим у Вико роль бога и ограничивается. В дальнейшем бог в ход истории не вмешивается, и человечество развивается в силу внутренних причин, заложенных в человеческой природе. Жизнь общества воспроизводит, согласно теории Вико, ступени жизни- -отдельного человека: детство, юность и зрелость.
Вико устанавливает для каждого народа три стадии развития: божескую (детство человечества) — государства ещё нет, и люди только начинают выходить из первобытного состояния; героическую (юность человечества) — возникновение государства (к этой эпохе Вико относит аристократические республики Греции и Рима, ранний феодализм Западной Европы); человеческую (зрелость человечества) — господство демократии, гражданское и политическое равенство, расцвет наук. Затем «зрелость» переходит в «старость», начинается деградация, возвращение к первобытному состоянию, после чего цикл развития возобновляется. Эта теория исторического круговорота Вико, бывшая попыткой обосновать закономерный характер исторического процесса, является выражением беспомощности домарксовской социологии в стремлении создать научную теорию общественного развития. Современные реакционные буржуазные философы также безуспешно прибегают к помощи различных теорий круговорота, для того чтобы оправдать господство буржуазного строя.
Некоторые идеи Вико стали впоследствии достоянием науки. Вико отмечал влияние борьбы общественных групп на создание правовых норм. Маркс писал, что у Вико имеется «философское понимание духа римского права в . противоположность понимания его филистерами права...». Вико первый высказал мысль, что Гомер как личность не существовал. И песнях Гомера Вико увидел отражение сознания народа. Вико брался исследовать вопрос о Происхождении религии и мифов; страх, писал Вико,— первый источник религиозного чувства. Маркс говорит, что у Вико имеются в зародыше основы сравнительного языковедения (хотя и фантастические) и вообще не мало блёсток гениальности. Идеи Вико Наложены в книге «Основания новой науки об общей природе наций» (1725), которая впервые полностью переведена на русский язык и издана в 1940 г.