Filslov.ru - Философия как предмет науки


Ботев ХристоБотев Христо (1848—1876) — выдающийся болгарский поэт и философ-материалист домарксовского периода. В мировоззрении Ботева тесно сливались революционный демократизм и утопический социализм. Большое влияние на формирование взглядов Ботева оказали Герцен (см.) и Чернышевский (см.), материалистические идеи которых он пропагандировал в Болгарии. Три года Христо Ботев провёл в России.

Это имело громадное значение для развития его революционно-демократических взглядов. Вождь крестьянской болгарской революции, Ботев считал возможным создание социалистического строя в стране после её освобождения от ига турецких феодалов и гнёта отечественных эксплуататоров. Ботев считал, что крестьянской общине присущи «социалистические начала». Под влиянием I тома «Капитала» Маркса и рабочего движения на Западе Ботев в последние годы жизни пришёл к выводу, что творцом социализма будет пролетариат. Однако под пролетариатом Ботев ошибочно понимал бедноту вообще. Исторический процесс Ботев рассматривал как результат развития, совершенствования разума в процессе борьбы народных масс.

В понимании природы он был материалистом. Религию Ботев бичевал как орудие духовного порабощения трудящихся. В ходе революционной деятельности развивалась диалектика Ботева. Он считал, что общественная жизнь находится в состоянии непрерывного развития: «Неумолимая логика истории требует уничтожения старого, гнилого и жизни нового, здорового и человеческого». Новое одерживает победу над старым. Высшей формой социальной борьбы он считал революцию, представляющую собой «триумфальные ворота для каждого народа». Ботев дал уничтожающую критику либералов.

Ботев был горячим патриотом и интернационалистом, врагом национализма и космополитизма, другом славянских народов. В эстетике Ботев — сторонник теории Чернышевского. В его поэтическом творчестве органически слиты реализм и революционная романтика. Поэзия Ботева в истории болгарского революционного движения сыграла роль большой мобилизующей силы.