Filslov.ru - Философия как предмет науки


Эстетика- наука об искусстве, теория искусства, исследующая вопросы о сущности искусства, об отношении его к действительности, о методе художественного творчества, о критериях художественности, о видах и жанрах искусства и т. д. Буржуазная идеалистическая эстетика не могла дать верное, научное решение этих вопросов. Эстетические теории Канта(см.), Гегелями.) и их последователей обосновывали идеалистическое понимание искусства, разрыв искусства а действительности.

Кант выдвинул реакционный тезис о «незаинтересованности» и «беспартийности» искусства, подхваченный впоследствии всей буржуазной эстетикой и послуживший основой для всевозможных формалистических теорий: «искусства для искусства», «чистого искусства» и т. п. Новейшая буржуазная эстетика конца XIX и первой половины XX в., обобщая практику декадентского искусства, создавала теории, способствовавшие дальнейшему распаду искусства, превращавшие искусство в забаву пресытившихся мещан, в орудие удовлетворения извращённых вкусов «верхушки» капиталистического общества.

Домарксовская эстетика не была однородной. В ней, как и в философии, происходила борьба между материалистическими и идеалистическими взглядами. Историю эстетики можно определить как процесс выработки научного, материалистического понимания искусства, происходивший в ожесточённой борьбе с идеалистическими воззрениями на искусство. Материалистические теории имели большое значение для формирования верного взгляда на сущность искусства и его законы. Такова, например, эстетика французского материалиста, боровшегося против идеализма, за реалистическое направление искусства. Особенное значение имеет материалистическая эстетика великих русских революционно-демократических критиков — Белинского(см.), Чернышевского(см-), Добролюбова (см.), развитая позже в ряде существенных пунктов Плехановым (см.).

Эстетика Белинского, Чернышевского и Добролюбова более, чем какие-либо другие эстетические теории, способствовала разработке научного понимания искусства и его законов и до настоящего времени не утратила своего великого значения. Она наиболее близко подошла к марксистской теории искусства, и её заслуга перед всем мировым прогрессивным искусством неоценима. Белинский первый в русской критике нанёс удар ложным, идеалистическим представлениям об искусстве; Чернышевский и Добролюбов, развивая взгляды своего учителя Белинского, всесторонне обосновывали материалистическую теорию искусства.

Главную задачу искусства Белинский, Чернышевский, Добролюбов видели в художественном воспроизведении действительности. Но не для того, с их точки зрения, искусство должно быть «верным зеркалом действительности», «живым глаголом действительности», чтобы художник наслаждался игрой подражания природе, а читатель или зритель приходил в восторг от одного изображения действительности,— верное воспроизведение действительности необходимо для того, чтобы дать «поэтический анализ общественной жизни», дать обществу верное направление, помочь осознать действительность, потребности развития общества в целях его революционного преобразования. Идейность была альфой и омегой, основой ОСПОЙ всех понятий об искусстве русской революционно - демократической эстетики.

Однако у великих русских критиков ещё не было научно-материалистического понимания законов общественной жизни. Это понимание впервые было дано марксизмом. Только на основе исторического материализма можно было нанести окончательное поражение идеализму в эстетике и построить подлинно научную теорию искусства.

Марксистская эстетика рассматривает искусство как одну из форм общественного сознания, как специфически художественную форму освоения, осознания людьми действительности. Искусство определяется господствующими в тот или иной исторический период общественными отношениями, экономическим базисом общества.

Такой подход к искусству впервые позволил понять и объяснить объективные закономерности: развития искусства, причины смены одних его форм другими и т. д. Марксистская теория классовой борьбы вскрыла классовый характер искусства, объяснила самые глубокие корни той борьбы, которая шла и идёт между различными направлениями и течениями в искусстве. Ценнейший вклад в марксистскую эстетику внёс Ленин, разработав вопрос о партийности искусства. Ленин показал, что в эпоху раскола общества на лагерь буржуазии и лагерь пролетариата, в эпоху жесточайшей борьбы между ними искусство не может быть беспартийным. Идеалистическая эстетика опровергает партийность искусства под видом сохранения «свободы творчества». «Свобода творчества» в идеалистическом понимании означает, однако, либо равнодушие художника к общественным движениям своего времени, либо прикрытое служение эксплуататорским классам. Нои равнодушие к борьбе классов есть форма служения буржуазии.

Вскрывая действительную сущность ; искусства, его связь с условиями материальной жизни общества, с борьбой классов, марксистская эстетика устанавливает научные критерии художественности, критерии оценки произведений искусства. Идеалистическая эстетика, рассматривающая искусство как область, не подчинённую никаким объективным законам, запутала и извратила этот вопрос. Марксистская эстетика не только положительно решает вопрос о возможности объективных научных критериев в искусстве, но и указывает эти критерии.

Это — соответствие искусства жизненной правде, правдивое отражение действительности; идейность искусства, способность художника уловить новое в жизни, идущее на смену старому, отживающему, встать на сторону этого нового, поддержать его своим искусством, быть борцом, а не филистером, соответствие формы произведения его содержанию и т. д. В применении к советскому искусству решающим в оценке художественных произведений является вопрос о том, насколько они способствуют общему долу борьбы за коммунизм, делу коммунистического воспитания масс, воспитания чувства советского патриотизма, гордости за свой народ, за свою родину. При этом оценка художественной стороны произведений имеет важнейшее значение, ибо идейность и художественность внутренне связаны между собой, органически слиты воедино. Воз идейность ведёт к формалистическим ухищрениям, к несоответствию формы и содержания, к голому натурализму. И, наоборот, слабость художественной формы снижает идейность произведения.

В произведениях Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина даются классические образцы марксистского подхода к искусству, марксистской оценки творчества писателей, художников. Возникновение и развитие советского искусства и руководящие указания Коммунистической партии о путях развития социалистического искусства подняли марксистскую эстетику на новую, высшую ступень. Определение И. В. Сталиным метода советского искусства как метода социалистического реализма ярким светом осветило всю новизну советского искусства, его преимущества, его отличие от старого искусства, дало ответ на важный вопрос об отношении нового искусства к наследию прошлого, вскрыло его принципиальную непримиримость к современному упадочному буржуазному искусству и т. д.

Такое же огромное значение для дальнейшего развития марксистской эстетики имеет ленинско-сталинское положение о характере советской культуры как культуры социалистической по содержанию и национальной по форме. Разработка этого вопроса нанесла удар по космополитическому нигилизму в отношении передовых национальных традиций народов, национальной формы искусства, дала исчерпывающий ответ на вопрос о соотношении национального и интернационального в советском искусстве. Постановления ЦК Коммунистической партии по идеологическим вопросам ознаменовали собой новый исторический этап в развитии советского искусства и марксистско-ленинской науки об искусстве. В этих постановлениях дано научно обоснованное освещение важнейших вопросов марксистско-ленинской эстетики, разработана программа дальнейшего развития советской литературы, музыки, кино, театра, драматургии. (См. также Социалистический реализм .)